В зеркале опроса: вирус недоверия чаще поражает мужчин и молодежь
Точнее - тому, как мы сами себя оцениваем: доверчивые мы или не очень.
Полученный результат, помимо всего прочего, подтверждает основной канал доставки вируса социального недоверия и, возможно, выводит на вариант решения информационной проблемы.
Пополам
Почему, собственно, социальное доверие – это такой критерий, который нужно изучать и учитывать?
Да потому, что это - один из ключевых барометров «погоды в доме».
Если с ним все в порядке – растет качество жизни.
Благоустраиваются территории – цветы-скамейки-урны остаются на месте.
Развивается экономика – люди держат деньги не в заначках, а на счетах в банках.
Действуют демократические механизмы «гражданин-общество-власть-и обратно»...
ВЦИОМ выяснил, что на сегодня наше мнение о нас самих разделилось примерно поровну: 48% с разной степенью определенности считают, что, в общем, россияне доверяют друг другу, а 44% — с неодинаковой категоричностью, - что нет.
Чем лучше, тем лучше
Причем, обнаружилось, что чем лучше люди живут – выше образование и достаток – тем благостнее у них настроение:
«Среди граждан с неполным средним образованием доля допускающих доверие между людьми составляет 19%, со средним специальным и выше — в 2,6 раза больше (49-51%). В группе низких потребительских возможностей показатель достигает 32%, в группе средних — 47%, высоких — 61%», - фиксирует ВЦИОМ.
То есть, ситуация не так чтоб совсем плохая: почти половина нас вполне себе социально оптимистична. Но и не так чтоб блестящая: опять же практически половина нас на нас самих же «смотрит искоса, низко голову наклоня».
Взрослый фундамент
Интересен еще один статистический вывод на основании этого опроса о доверии.
В том, что люди в России доверяют друг другу, чаще уверены женщины – 51% опрошенных. Мужчины мрачнее – 44% из тех, кто принял участие в опросе.
При этом основой социального здоровья в этом аспекте у нас остаются люди взрослые: 45-59 лет – 53% респондентов.
И ещё те, кто потребляет информацию не только из сети, но и телевидения – они тоже позитивнее смотрят на сограждан.
А вот мужчинам и молодежи, как и активным интернет-пользователям – им тяжелее: они чаще скептики в оценках взаимоотношений внутри нашего общества.
Скисающая опора
Здесь, честно говоря, напрашивается вывод, который ВЦИОМ не делает: оценка социального здоровья нашего российского общества - это не только про нашу доверчивость, но и про качество интернет-контента, потребляемого в России.
И на этом фронте у нас пока ситуация совсем неоднозначная - ВЦИОМ прямо-таки бьет цифрами:
49% опрошенных мужчин, 62% молодежи в возрасте 24-34 лет и 57% активных интернет пользователей в доверие между людьми не верят.
А на самом деле, как говорят психологи, не верят в самих себя.
Между тем мужчины и молодежь – это же наша опора и наша надежда, а они у нас… «уксусом» пропитаны.
Понятно, что можно привести множество примеров, когда человек «скис», потому что не сработал социальный лифт, или чиновники замурыжили – и такое бывает, чего уж.
Но есть же и другое: ноет человек, ругается на все, а начнешь советы давать, куда обратиться, что попробовать сделать – и видишь, что ничего он этого делать не будет: «уксус» съел, на корню.
В поисках рецептов
ВЦИОМ, по сути, подтвердил очевидное: главным каналом доставки вируса недоверия как социальной категории является интернет.
А большого перевеса с иммунитетом там у нас так и нет. И системных рецептов тоже.
Как в Китае – всё ещё не хочется, да и не можется: они у себя уже свой интернет сделали, свои мессенджеры, свои соцсети, а чужое просто выключили, да и все.
У нас, как известно, влиятельными людьми такой подход по-прежнему считается недемократичным.
Да и поздновато: народ уже глубоко сидит на не наших продуктах. Которые нам прямо сейчас чем-то технологически равноценным не заменить.
Но возможно, опрос ВЦИОМ и сама жизнь подсказывают направление поиска решений?
Если телевидение лучше сберегает уровень социального доверия, то, возможно, там и расширять интерактивные формы донесения верифицированной информации? Искать форматы, технологии и финансировать именно такие проекты?
Помня, при этом, кто у нас оказался самым психологически нестойким…
Наталья Старичкова,
политический обозреватель ЛенТВ24