В коллекцию музея-заповедника «Гатчина» вернулся портрет Александра III, утерянный во время войны
Чудесное возвращение домой и настоящая сенсация - так в Гатчинском дворце называют это событие. Живописный портрет юного Александра Третьего, когда он ещё не был императором и даже ещё не был наследником престола, картина кисти Зарянко появилась в фондах дворца. Ещё в феврале её на аукцион выставил рижский аукционный дом. Коллекционер Михаил Маликов приобрёл картину специально, чтобы передать в дар гатчинскому дворцу-музею. Но работа оказалась не в идеальной сохранности и сейчас она находится в реставрационной мастерской.
Татьяна Бакулина, корреспондент
Ещё предстоит работа с тыльником. И с лицевой стороны он - профилактическая заклейка, видите, чтобы не деформировалась по разрывам, чтобы укрепить его. Перенесём обязательно Гатчинский номер туда.
Леонид Караваев, художник-реставратор первой категории ГМЗ «Гатчина»
Во время реставрации эксперты отделили холст и картонную подложку и обнаружили там отметку Гатчинского дворца с датировкой 1920 год. Выяснилось, что картина эта изначально здесь и хранилась, висела в комнате матери Александра 3 Марии Александровны. А в 41 году, когда началась война, её не успели эвакуировать, и она была утрачена. О её дальнейшей судьбе не было ничего известно.
Татьяна Бакулина, корреспондент
Он хорошо, этот портрет, виден на довоенных фотографиях. Таким образом, эта знаменитая фраза, которая у нас используется часто, когда мы говорим про семью Александра Третьего и про самого императора – Счастливы быть снова дома. Это цитата из его дневниковых записей. И здесь можно сказать с полным правом, что этот портрет какими –то неисповедимыми путями оказался снова дома.
Айсулу Шукурова, старший научный сотрудник научно-фондового отдела ГМЗ «Гатчина», хранитель фонда живописи
Сегодня эту историю презентовали экспертному сообществу на научно-исторической конференции. Остаётся дождаться, когда портрет будет полностью отреставрирован и вернётся в залы музея. И вот уже осенью посетители смогут увидеть этот портрет.
Татьяна Бакулина, корреспондент