Роскомнадзор может обязать блогеров с аудиторией свыше тысячи человек сообщать о себе сведения
Смартфоны, ноутбуки, компьютеры, планшеты… Цифровой век, никуда от информационного шума порой не денешься, даже если захочешь. Зашел, например, в общественный транспорт или в кафе, а там почти каждый что-нибудь в своем гаджете читает, или смотрит, иногда и со звуком, чтобы все слышали или слушали. А уж кого, так тут на любой вкус и цвет ассортимент. От котиков и еды до политической или экономической аналитики — блогеры на любую тему найдутся.
Но не обо всех них у Роскомнадзора есть сведения, несмотря на то что по закону распространяемая без использования СМИ информация должна включать в себя достоверные данные о ее обладателе или распространителе, чтобы его можно было идентифицировать, если понадобится.
Персональных страниц пользователей социальных сетей это тоже касается, но далеко не всегда это требование исполняют. И вот теперь в Роскомнадзоре уточнили, что блогеров, чья ежедневная аудитория свыше тысячи человек, надо бы обязать сообщать свои ФИО и контактную информацию «для направления юридически значимых сведений».
Инициатива в целом направлена на то, чтобы контролировать деятельность блогеров в правовом поле. Это означает то, что в случае идентификации обязательной, каждый человек, который считает себя блогером, осуществляет деятельность, направленную на популяризацию своих идей, убеждений либо создание креативного контента, будет обязан нести ответственность за сделанные им высказывания, за излагаемые факты и сведения, что в данный момент практически невозможно ввиду того, что многие страницы в сети интернет анонимны. Многие блогеры прячут свои настоящие лица и голос, и сделанные ими утверждения зачастую подпадают под составы деяний, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или Уголовным кодексом Российской Федерации. Это такие статьи, как клевета, оскорбление чувств верующих или оскорбления.
Дмитрий Калиниченко, адвокат
А то и вовсе создают такие сообщества, где распространяют фейки, призывы к насилию, терроризму… Список злодеяний можно продолжать очень долго. Например, только с начала этого года в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир и RuTube Роскомнадзор удалил или заблокировал 13,5 тысяч материалов с детской порнографией, почти 6 тысяч материалов с суицидальным контентом и более 5,5 тысяч материалов, касающихся наркотических веществ. Настоящая война с цифровым врагом, который на самом деле очень даже живой, просто постоянно маскируется.
Будет ли это работать? Ну, тут опять же зависит от того, где находится блогер. Законы территориальны, то есть закон действует на территории какой-то страны. Интернет внетерриториальный. Если кто-то будет вести свой блог из другой страны, например, будет сидеть где-нибудь в стране Африки, где в принципе законов регуляции интернета особо нет, предоставлять свои персональные данные согласно законам его страны он не обязан. Что будет делать в этом плане российское законодательство, российские исполнительные органы? Скорее всего будут попытки блокировать такие блоги. Тут уже увидим, как это всё будет работать.
Андрей Чечулин, руководитель международного центра цифровой криминалистики СПб ФИЦ РАН
Что касается YouTube, в котором большинство и смотрит всевозможные блогерские творения, то платформа не российская, тут бороться сложнее. С начала года видеохостинг удалил 83 российских канала, а с начала 2020 года более чем две сотни.
Дальше еще интереснее, поскольку Роскомнадзор регулярно просит удалить на YouTube в том числе и фейковые материалы о спецоперации на Украине. Но итог таков: YouTube не удалил в общей сложности более 61 тысячи запрещенных на территории России материалов. Что ж, их право, конечно. Как и наше право захотеть и уйти на другой видеохостинг.
Я сейчас, конечно, лично мое мнение, смотрю в сторону русскоязычных площадок, которые созданы в нашем информационном пространстве с точки зрения «что будет — некуда деваться». Посмотрите, как мы быстро сориентировались в ситуации, когда запрещенные соцсети, в которых блогеры вели достаточно активную жизнь, как перекочевали на другие социальные площадки. Если у нас блог рассматривается как бизнес, то это очень сложный процесс, потому что это фактически равно потере бизнеса, когда не было его диверсификации по разным площадкам, как бы начало с нуля. Человек — существо адаптивное. И бизнесы, соответственно, тоже адаптивны. Поэтому, конечно же, в такой реальности если мы окажемся, то все плавно переместятся на те площадки, которые будут актуальны.
Юлианна Плискина, блогер
А пока блогерский учет не заработал с новой силой, в России предрекают ухудшение работы YouTube. Мол, есть технические проблемы, трафика меньше не становится, а наоборот, да и инфраструктура не обновляется последние 2,5 года. Впрочем, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на новость уже отреагировал и заявил, что ограничивать доступ к YouTube никто не собирается. По крайней мере, пока.