Социальная реклама и уведомление в Роскомнадзор: что ждет блогеров
«Королева марафонов» стала «королевой трех статей». Расследование уголовного дела в отношении блогера Елены Блиновской завершено, материалы уже передали для направления в суд. Так называемые инфлюенсеры регулярно становятся героями новостей. Правда, подвиги у них сомнительные: то устроят «голую» вечеринку, то налоги не заплатят. Нет, нет, да и онлайн-казино прорекламируют. Во многом это связано с тем, что блогеры находятся в серой зоне. В законе такого понятия просто нет.
Хотелось бы, чтобы эти рамки поскорее были обозначены целиком, как у вас, вот, они есть — мне хочется, чтобы у блогеров тоже было такое, потому что нам потом может прилететь за что-то, что я сделал очень-очень давно, то есть точно так же вводится какой-то закон какой-нибудь площадкой, а потом блокируется определенное количество контента, и это очень сильно удручает.
Валентин Фокин, блогер
Спастись от уголовного дела блогер может с помощью открытия ИП или ООО. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности предлагает инфлюенсерам выбрать пункт «Производство кинофильмов и телевизионных программ», потому что слова блогер там опять же нет.
В сети регулярно появляются сообщения о новых инициативах, призванных упорядочить блогосферу. Так, в середине июля этого года заговорили о том, что владельцев аккаунтов в социальных сетях с ежедневной аудиторией более одной тысячи человек могут обязать передавать в Роскомнадзор сведения о себе, но подобная инициатива появилась не сегодня: десять лет назад уже выходил закон, который предполагал создание реестра блогеров. Правда, через три года, в 2017-м, «закон о блогерах», как его прозвали в сети, был отменен.
Нужно вносить изменения не только в закон о рекламе, нужно вносить изменения еще и в закон о СМИ, потому что блогеры по закону о СМИ не действуют, не работают. Когда блогеры дают рекламу, они, безусловно, по законодательству о рекламе должны маркировать эту рекламу и оплачивать денежные средства согласно действующему законодательству как рекламная площадка.
Елена Сенина, адвокат
К слову о рекламе. Блог — это бизнес. А зарабатывают инфлюенсеры в основном на рассказах о каком-либо продукте или услуге. Эту сферу тоже нужно регулировать. С тем, что необходимо платить налоги, разобрались, но есть и другие нюансы. Сейчас идут разговоры о том, чтобы обязать блогеров отводить под социальную рекламу 5% от их общего годового объема контента. Эта идея тоже не новая. В законе о рекламе уже есть такая статья, но имеет ли она отношение к инфлюенсерам, не до конца ясно. Возможно, инициатива позволит прояснить этот момент. Тогда мы увидим рекламу не только скрабов и кремов с популярных маркетплейсов, но и благотворительных проектов. Правда, к такому виду рекламы придется адаптироваться.
Безусловно, в техническом задании, которое будет высылаться блогерам с такой рекламой, будет прописано, как интегрировать в ту или иную тему сегодняшнего видео или ролика и так далее, как будет интегрироваться та самая социальная реклама. В любом случае любой товар, услуга, населенный пункт и так далее — это всё-таки связано с социальной составляющей. Я думаю, что для специалистов в этой нише не составит труда это всё внедрить так, чтобы это было бесшовно и, возможно, даже незаметно.
Сергей Батанов, руководитель маркетингового агентства, эксперт в области интернет-рекламы и продвижения
Очевидно, что власти и дальше будут пытаться урегулировать сферу, ведь она только растет. По оценке Ассоциации блогеров и агентств, объем рынка инфлюенс-маркетинга в 2023 году составил около 30 миллиардов рублей. По прогнозам, он будет только набирать обороты.