Оптимисты или пессимисты: россиянам рассказали, что они чувствуют накануне Нового года
Интересная коллизия – эти социальные исследования. Особенно теперь, когда у нас не просто конец очередного календарно года, но и СВО продолжается, и выборы президента начинаются.
Ровно в один день – сегодня, 21 декабря – стране и миру предъявлены два социологических исследования умонастроений россиян. Одно – от Института прикладных экономических исследований, и его выводы транслирует все еще влиятельный телеграм-канал Незыгарь, а другое - от ВЦИОМ.
Первое – от института, который является структурным подразделением РАНХиГС при президенте Российской Федерации, и его исследование фиксируют рост пессимизма в экономических ожиданиях россиян.
Причем, «наиболее многочисленная группа» россиян - «не видит каких-либо потенциальных изменений ни в политике, ни в структуре российской экономики, и ожидания ухудшаются».
Второе – от ВЦИОМ, исследования которого обычно вполне коррелируется с показателями даже Левада-Центра, внесенного Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Так вот результаты ежегодного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения - о том, с какими чувствами россияне провожают старый год и встречают новый – фиксируют явно позитивную динамику:
«Шесть из десяти россиян уверены, что следующий год для России станет хорошим, удачным годом (63%, +18 п.п. за год), за 20 лет это - один из самых высоких показателей».
Ну и как нам все это понимать? Хандра и уныние у нас или всё же все не так плохо, а даже и хорошо на душе?
Сразу отметаем вариант «прямая ложь» по отношению и к ВЦИОМ, и к институту РАНХиГС: слишком серьезные структуры, чтобы «рисовать показатели».
Скорее, институт в своих опросах спрашивал все больше о деньгах – всё-таки это Институт прикладных экономических исследований. А ВЦИОМ – в целом про жизнь и настроение. А у россиян одно с другим – тугой кошелек с настроением – как раз очень не всегда коррелируется.
Но есть все-таки одна заноза в пессимистических выводах исследователей про нас с вами – а именно их первым делом подхватили в Сети.
Как ни крути, но настроение общества – вещь подвижная. И преимущественный оптимизм - всё-таки не у подавляющего большинства у нас в стране. А из психологии известно, что в таком случае, - если все не так что бы стабильно с эмоциями – убедить колеблющихся в том, что им грустно/плохо/беспросветно очень даже легко. Особенно с инструментом в виде солидных исследований.
И тут вопрос: а кому и зачем именно этот эффект нужен именно сейчас - когда СВО и выборы президента?
И сколько еще разнообразных исследований мы увидим - в ближайшие три с небольшим месяца особенно, - которые будут «объективно» убеждать, что мы практически всей страной «в безнадеге.ru»?
Второй вопрос риторический, если что. И предупредительный: социологический исследования, как и любые продукты, бывают хорошие - и разные.
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.