Социологи удивляются: традиционные ценности у россиян уживаются со свободой самовыражения
Незыгарь опубликовал выводы по фокус-группам недельной давности. Предметом исследования были настроения, так или иначе связанные с отношением к СВО. Не по всей России, а только в крупных городах и мегаполисах Поволжья и центральной России, но все же.
Учтем, что для фокус-групп, как пишут во всех учебниках, очень важна задача четкого определения целей и темы дискуссии самими исследователями.
А раз так, то тут, конечно, многое зависит именно от них. Особенно – при формулировании ключевых выводов.
В каждом из дюжины опубликованных у Незыгаря пунктов есть, над чем подумать, но особенно зацепил тот, согласно которому у населения, оказывается,
«Ценности свободы слова и самовыражения остаются значимыми, при этом они не воспринимаются как противоречащие традиционным ценностям, которые тоже укоренены в сознании. Фактически, ситуация характеризуется как противоречивая».
Сразу возникает вопрос: а кем же это она так характеризуется?
Сами-то люди, судя по формулировке, считают вполне себе органичным сочетанием духа свободы и традиционных ценностей.
И ведь действительно: кто сказал, что чувство свободы - в слове ли, в творчестве ли, в выборе пути и судьбы – это не традиционная российская ценность? Да про волю вольную – это и в русских народных песнях, и в сказках, и в большой Литературе, и во всей нашей истории!
Неистребимая жажда воли – это, вообще-то, одно из составляющих того, что теперь принято называть нашим «национальным кодом».
Так что, большому счету, никаких противоречий как раз здесь и нет.
Есть вопросы к самим социологам и не только.
Например: а что именно зашивается в вопросы про «свободу слова и самовыражения»?
И кто и как нашим людям объясняет, что это за зверь такой - «идеологизация системы образования и культуры», и как это соотносится с чувством свободы?
Тем самым чувством, из-за которого мы то и дело отбиваемся от многочисленных завоевателей, воспринимая чужую власть как иго?
А рассказы детям об этой нашей особенности - это насаждение идеологии? Или все-таки нет?
Вообще-то, свобода родной земли и внутренняя, до поры спящая, потребность ее защищать – это же наша традиционная ценность – корневая, разве нет? Об этом еще Лев Николаевич писал без малого два века назад – в тех же «Севастопольских рассказах».
Да, многие думали, что уже все – засох этот корень, умер, а вот поди ж ты: Донбасс и наши ребята в зоне СВО доказывают, что зря думали.
Тоже вот – удивили кого-то.
К слову, еще в одном ключевом выводе исследования отмечено, что большинство участников фокус-групп критически настроено к формализованному характеру тех же «Разговоров о важном». И автор этих строк – тоже, чего уж там.
Но вот буквально на днях случилось услышать разговор стайки подростков: своими ломающимися голосами они балагурили на весь автобус, сообщая всему свету и про то, что вот прямо сейчас они едут тусить, и про то, что один из них вместе с родителями перебирается в Грузию.
И этот один почему-то стал оправдываться, что ничего это такого не значит, и вообще у него дядька в США живет, так у него три флага висят – Калифорнии, СССР и России…
А друзья ему в ответ: «Ну, забейся, что приедешь в Грузию и из окна флаг России вывесишь!».
Ответ был неразборчивый, да это и не столь важно.
Важно другое… Такой разговор тинейджеров еще даже год назад представить сложно, правда?
Вот и выходит, что новая реальность, как поток, пробивает себе дорогу, несмотря на все представления об общественных запросах и их противоречиях.
И кто сказал, что это реальность – необъективная?
Наталья Старичкова,
политический обозреватель ЛенТВ24