Кому «Томос», а кому Африка: поддержка греками раскольников привела к созданию Африканского экзархата РПЦ
По всему выходит: если бы враги видимые и невидимые не устроили подлость с «Томосом» для Украинской православной церкви на «незалэжность» от Московского Патриархата, не служили бы сейчас уже более двухсот наших священников в 25 африканских странах.
Православные африканцы так и говорят: «Промыслительно!». Что значит – предопределено.
Мягкая сила
То, что Русская Православная Церковь - знаковый участник Второго саммита «Россия-Африка», на площадке Экспофорума можно было понять ещё до того, как началось историческое теперь уже пленарное заседание с участием президента России, глав африканских государств и - Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Потому что среди стендов Роскосмоса, РЖД и других крупных участников развернутой выставки невозможно было не заметить стенд Патриаршего экзархата Африки.
Здесь можно было увидеть эскизный макет будущего храмового культурного комплекса Российской Федерации в Уганде, поговорить с православной монахиней из Кении, услышать и прочитать о сегодняшнем дне русского православия на континенте и даже сфотографироваться с митрополитом Клинским Леонидом, Патриаршим экзархом Африки. Тут, правда, была очередь из желающих африканцев – митрополит Леонид личность в Африке известная и очень уважаемая.
И, конечно, взять интервью – например, у священника Георгия Максимова (тоже - Африканский экзархат Русской Православной Церкви).
По словам о. Георгия, появление Русской Православной Церкви на африканском континенте вызывает большой интерес у африканцев:
«Мы получали и получаем все больше и больше приглашений, все больше и больше писем, выражающих желание присоединиться к Русской Православной Церкви», - говорит он.
И называет три причины того, почему РПЦ вызывает у африканцев большой интерес.
«Во-первых, православие – это изначальная версия христианства, если сказать простыми словами. И эта Церковь от апостольских времен без искажений хранит апостольскую веру, а тяга к чему-то изначальному у африканцев велика».
Неожиданное, но очень тонкое наблюдение, надо сказать.
«Кроме того, православие – это самая традиционная, консервативная церковь. И это близко для многих в Африке, - продолжает отец Георгий. - Потому что вот эти изменения, которые есть в церквах западных, со всеми этими искажениями и извращениями, которые для африканского общества совершенно не близки, они производят тягостное впечатление на многих африканцев. И, наоборот, позиция Русской церкви вызывает уважение и внимание».
Тоже интересно: выходит, большинство африканцев, живущих у себя на родине, сильно отличаются от некоторых своих собратьев, живущих в США. Впрочем, и у нас ведь примерно так, правда?
И третья причина такой сильной тяги африканцев к Русской Православной Церкви – это сама Россия.
«Конечно, положительное отношение к России тоже здесь сказывается, безусловно», - отмечает священник.
Так что стенд Патриаршего экзархата Африки на Втором саммите «Россия-Африка» был более чем уместен: это пока в 25 странах Африки есть приходы РПЦ – интерес-то шире. Примерно ещё на 24 страны, раз 49 государств Африки прислали своих представителей на этот форум.
О промыслительном
Конечно, задавая вопрос священнику, кто мешает продвижению Русской Православной Церкви на африканском континенте, рискуешь получить короткий и исчерпывающий ответ: ясно же кто – враг рода человеческого.
Но священник Георгий Максимов понял, что ответ требуется мирской, и уходить от него не стал:
«Мы сталкивались с негативной реакцией, скажем так, на наше появление только со стороны греческой церкви – Александрийской – по понятным причинам. Потому что они воспринимали Африку как свою монополию, и появление Русской церкви там восприняли крайне болезненно, - спокойно ответил он.
И так же спокойно пояснил:
«Но они сами не оставили нам другого выбора действий - они вошли в общение с раскольниками. Поэтому мы не могли более направлять к ним всех, кто к нам обращался из Африки – как русских, живущих там, так и африканцев. Как мы делали ранее – мы же направляли их к грекам. А после того, как они соединились с раскольниками, как мы можем к ним направлять? И нам не осталось другого выбора, как действовать самостоятельно».
А потом как само собой разумеющееся добавил:
«Ну, это - промыслительно. И многие африканцы говорят, что это промыслительно».
В миру, конечно, в таких случаях говорят иначе. Например, про то, что закрывается одна дверь – открывается другая. Или про то, что если где-то стало пусто, то где-то наполнилось. А то и вовсе вспоминают Тараса Бульбу с его «Ну, что, сынку? Помогли тебе твои ляхи?» и добавляют «Ибо неча».
Но верующие люди это вот «промыслительно» понимают и глубже, и жестче.
«Мы до последнего надеялись, что руководство Александрийской Православной Церкви поймет всю трагичность шагов и примет единственно правильное решение, отказавшись поддержать раскол. К сожалению, этого не произошло, и теперь мы приступили к реализации программы полноценного присутствия Русской Православной Церкви на континенте, включая богослужебную, образовательную, социальную и гуманитарную составляющую», - зафиксировал в раздаваемом на стенде буклете митрополит Клинский Леонид (Горбачев) – архиерей, имеющий десятилетний опыт работы на Африканском континенте.
И заключил:
«Русская Православная Церковь пришла в Африку навсегда».
Наталья Старичкова,
политический обозреватель ЛенТВ24