Искусство китайской каллиграфии осваивают в Петербурге
Дерево толщиной в обхват вырастает из семечка, башня высотой в 9 этажей строится из земляной насыпи, а путь в тысячу ли начинается с первого шага. Каллиграфически написанный отрывок одного из трактатов китайского даосизма - будто философское напутствие и в непростом умении. Вместо тысячи ли для каллиграфа - изящные свитки.
Погружение в сложное искусство приходится начинать с маленькой горизонтальной черты. И овладеть даже нехитрой на вид линией - непростая задача.
Вращаем против часовой стрелки саму кисточку, идём направо, капельку приподымаем, плавно опускаем, давим на кисточку, вращая по часовой стрелке. Одно движение, перетекающее в другое. Каллиграфия в этом плане очень похожа на танец.
Екатерина Халтурина, каллиграф
В арсенале каллиграфа, как говорят, «четыре драгоценности». Тонкая бумага, хорошо впитывающая влагу. Кисть из шерсти козы или кролика. Комбинация ворсинок и формы под характер письма и движения мастера. И, наконец, тушь и тушница. Инструменты лишь поддерживают технику.
В руках моего сенсея кисть парит над листом бумаги в завораживающе-спокойном ритме. Екатерина свое искусство совершенствует годами. Строга к себе, а вот ученик даже на кривую нервную палочку услышит, где получилось красивою
Нюансы - в каждой мелочи. Ровно держать спину, кисть - четко вертикально, постоянно контролировать силу надавливания и угол вращения. И при этом сохранять спокойствие и плавность. Для нетерпеливых вроде меня медитативный процесс становится скорее испытанием и тренировкой самообладания.
На самом деле очень тяжело все дается. Думала, что получится с первого раза, но нет. Вот палочка первая, вот примерно 18-ая. Где-то передавила, где-то перекрутила. И вообще все мои палочки больше похожи на кости динозавров.
Искусство китайской письменности насчитывает более 3000 лет - еще с тех времен, когда надписи выводили на гадательных костях. После образовались 4 стиля письма: строгий деловой, уставной, бегущее письмо-курсив и скоропись. В Школе китайской каллиграфии обучают образцовому или уставному стилю - кайшу. Каждый мазок и черта четко прорисовываются, пишутся в определенной последовательности, а иероглиф условно вмещается в квадрат.
Китайские символы изначально - пиктограмма, наскальные рисунки. Наш иероглиф счастья, например, был изображением алтаря, где человек за подношение богам и получал благословение. Современная система и упростилась, и усложнилась одновременно
Есть иероглифы, которые просто образовывались путём комбинации смысловой. И как бы можно догадаться, что если у нас иероглиф, который состоит из двух элементов: дерево и дерево - это роща, три дерево - это лес. Но есть иероглифы, которые образованы по по принципу того, что у нас одна часть как-то отвечает за смысл, другая часть как-то отвечает за произношение.
Георгий Мисиков, каллиграф-ученик
Как можно догадаться, Георгий владеет китайским. К каллиграфии пришел, чтобы читать древние философские тексты.
Можно развивать умение и как духовную практику. Например, Марина дополняет стихами или пожеланиями собственные картины.
Картина без каллиграфии в Китае не считается законченным произведением. Как минимум должна быть подпись красивая, что такой-то человек в такой-то год с таким-то настроением это все написал.
Марина Пронина, каллиграф
А итог моих двух часов экспресс-обучения - вот такое первое счастье. Могу повесить его прямо так. А могу перевернуть. Чтобы в перевернутом виде он означал «счастье пришло», и счастье мое приумножалось.
Наталия Дмитриева, корреспондент