Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Возвращаемся к истокам? В России может исчезнуть бакалавриат

В Госдуме поддержали решение об отказе от бакалавриата и переход на базовое и специализированное высшее образование с 1 сентября 2026 года. Причем поддержал решение лично председатель Государственной думы Вячеслав Володин. И добавил, что это правильный шаг для повышения качества образования. Но во всем ли этот самый шаг действительно правильный? И зачем вообще отказываться от системы, которой без малого уже 28 лет? В вопросе попытался разобраться корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

Хватит плодить выпускников вузов, которые учатся четыре года, а не пять, а то и больше. Ну невозможно за это время подготовить квалифицированного специалиста. Толку от этих бакалавров и так далее. Видимо, такие реплики сейчас звучат в коридорах Минобрнауки России, поскольку в их пресс-службе уже сообщили, что с 1 сентября 2026-го на бакалавриат и магистратуру в нашей стране учить прекратят. То есть история двухуровневой системы образования, которая у нас аж с 2007 года, якобы подходит к концу, не успев отметить 20-летие. Хотя вся эта история началась еще в конце прошлого века. Хотели быть ближе к Западу.

С конца 90-х , в нулевые годы шел активный процесс в Европе, назывался Болонский процесс. Это создание единого образовательного пространства, унификация, сведение к единообразию образовательных программ для того, чтобы люди, которые получили образование в одном государстве, могли впоследствии в другом использовать его, когда они устраиваются на работу. Наша страна также активно включилась в этот процесс и присоединилась к Болонской системе. И в контексте процесса присоединения у нас проводились определенные реформы высшего образования, и вот была введена по европейским стандартам система бакалавриат и магистратура.

Иван Хеорхе, учитель истории и обществознания МБОУ «Гатчинская гимназия имени К. Д. Ушинского»

Постепенно, шаг за шагом и специалитет — ушел. Причем решили отказаться в свое время от студентов-пятилеток, то есть специалистов, и по другим причинам. Мол, слишком узкопрофильные выпускники получаются. Учился молодой человек, например, по специальности инженера на металлообработке. И что же получается? Он устроится на предприятие и так там всю жизнь и проработает, не меняя профиль? Нет, так не пойдет, нужно более гибкое поколение, это вам не Советский Союз.

И вроде бы нынешнее предложение ухода от западных образовательных стандартов понятно, всё-таки в какое время живем. Но не походит ли такое предложение на банальную смену упаковки? И, кстати, не отпугнет ли возможное исчезновение бакалавриата от вузов львиную долю молодежи? Всё-таки привыкли уже, хоть как систему ни называй: Болонская или какая-то другая…

Желающих получить высшее образование всегда будет достаточно, потому что высшее образование у нас всегда ассоциируется с социальной мобильностью, социальной стратификацией, с принадлежностью к среднему, высшему среднему классу, высшему классу. Поэтому здесь нельзя сказать, что если мы изменим образовательную систему, то перестанут хотеть быть умными, скажем так. Всё равно будут желающие поступать.

Юлия Байер, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге

Так что же может принципиально измениться? А то, что на замену бакалавриату и специалитету может прийти базовое высшее сроком обучения от четырех до шести лет. А еще может появиться специализированное высшее, на которое нужно будет учиться от года до трех лет. И включает оно, согласно задумке, магистратуру, ординатуру и программы стажировки. В общем, на первом уровне пять-шесть лет учишься, на втором — либо год, либо все три. Ну, а после вышеупомянутых уровней можно перейти и на следующую ступень — аспирантуру. И всё бы ничего, но это ж сколько лет учиться нужно? Да и платные места никуда из вузов не денутся. А их всё больше из года в год. Как-то уж совсем затратно учиться получается. Окупится ли такое стремление к знаниям в будущем? И вообще, многое ли изменится в плане поиска работы, если бакалавриат отменить?

Работодателям сейчас важнее то, что у людей в руках, какая профессия есть, какие навыки есть, а не просто какое-то формальное образование. Не просто корочки, а подтверждение на опыте. И при этом мы всё чаще видим, что у работодателей растет спрос на специалистов с развитыми софт-скиллами, то есть умением общаться, умением настраивать коммуникации и меньше конфликтовать. И в данном случае в эпоху автоматизации, когда всё больше и больше мы автоматизируем в разных самых сферах: в медицине, промышленности, строительстве и даже в продажах, — чем быстрее человек и адаптивнее к изменениям, проще к изменениям относится и чем он более креативный, умеет больше находить различных вариаций, тем лучше. Поэтому в данном случае работодатели будут смотреть скорее даже не на то, какое образование получил человек, а на то, что он может дать.

Мария Бузунова, руководитель пресс-службы hh.ru Северо-Запад

А пока вопросов к возможной реформе высшего образования ох как много. И нужна ли она вообще, если работодатели, как выяснилось, зачастую не смотрят на то, бакалавр ты или нет. Как бы там ни было, но до 1 сентября 2026-го в Минобрнауки должны подготовить все необходимые нормативные акты, то есть довести инициативу до ума. Кстати, дипломы нынешних бакалавров не обесценятся. Разве что переучиваться, возможно, придется. Словом, гранит науки как будто, но становится всё более твердым. Разве что для медиков ничего не меняется. Там и по десять лет учатся, хоть при какой системе.

Теги: высшее образование образование
Лента новостей
Все новости