Депутаты предлагают обязать выпускников отрабатывать бесплатное обучение
За всё нужно платить. Не деньгами, так временем. Депутат Алена Аршинова предлагает вернуть практику принудительного распределения выпускников вузов и ссузов, которые получили образование бесплатно.
В любом случае мы же готовим кадры для себя! Мы не просто готовим молодого человека к будущей жизни. Это государственная кампания, государственная политика.
Алёна Аршинова, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по просвещению
Такая дискуссия идет давно. К слову, в прошлом году мнением россиян по этому вопросу уже интересовались. Больше половины опрошенных тогда поддержали идею. Правда, 46% студентов высказались против. И даже отметили, что подобная система нарушает свободу выбора.
Если это будут какие-то жесткие рамки, скорее всего, может, мне кажется, даже отпугнуть потенциальных абитуриентов, потому что, даже поступая в вуз на ближайшие 4-5 лет обучения, за этот период они могут сильно изменить свои взгляды относительно своей будущей профессии, карьеры и вообще взглядов на жизнь.
Дмитрий Жилюк, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов СПбГЭУ
Идея далеко не новая. Такая система работала в Советском Союзе и, вероятно, отлично подходила для плановой экономики. А вот насколько она эффективна для рыночной — большой вопрос. Массово в современной России такие практики не используются. Разве что ведомственные вузы распределяют своих выпускников. В гражданских учреждениях максимум ведется учет того, кто и куда устроился после учебы.
Студенты, которые обучались по целевому, это понятно, они шли туда, откуда получили целевое направление, а студенты, которые поступали на бюджет, в принципе, приносили по возможности сами документы, что они поступают в такую-то школу.
Ирина Телегина, руководитель кадровой службы
Ехать в далекие дали со столичным образованием захочет не каждый, потому эксперты и считают, что принудительное распределение тех, кто учился на бюджете, а это, как правило, лучшие из лучших, неэффективно.
Ребят, кто отлично заканчивает вуз, направлять в удаленные регионы — мотивация будет ниже плинтуса. Мы потеряем и специалиста, и еще, не дай бог, он как не замотивированный сотрудник может как маховик разломать ту систему, в которую попадает.
Вячеслав Московский, кандидат психологических наук, бизнес-консультант в HR, основатель агентства нестандартных кадровых решений
Тем временем желающих получить образование, а позже вернуться в родное село или деревню достаточно, считают эксперты. Правда, таким ребятам не всегда удается поступить в хороший вуз или ссуз на бюджет. Тут поможет практика целевого обучения, которая уже существует и работает. За студента платит организация, а позже он работает в ней несколько лет. Не нужно придумывать велосипед, уверяют эксперты. Лучше развивать то, что уже есть.