В Русском музее открылась выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет».
Масштабная выставка собрала практически 300 произведений скульптуры, живописи и графики. Собраны работы 150 художников. И каждый герой, изображенный на портрете, так или иначе оставил след в русской истории.
«Портрет семьи Мариетти», шедевр кисти Карла Брюллова, впервые экспонируется в России. Это событие уже называют сенсацией, не иначе. Широкой публике этот раритет был представлен лишь единственный раз в Милане в 1834 году. Все эти годы картина хранилась в частных коллекциях. Для шедевра великого русского художника отдали целый Георгиевский зал Михайловского замка, чтобы всё внимание зрителей было приковано только к «Портрету семьи Мариетти».
Я абсолютно уверен, это произведение в иерархии работ замечательного русского художника мирового уровня занимает второе место после «Помпеи» по живописной силе, по искренности восприятия персонажей.
Григорий Голдовский, заместитель генерального директора по научной работе Государственного Русского музея
Художник Брюллов дружил с Мариетти. С особым трепетом изобразил всех героев портрета. После смерти главы семьи, картина попала в частные руки. Посетители выставки увидят произведения и других великих русских художников. Это Илья Репин, Иван Крамской, Николай Ге и многие другие. В экспозиции можно проследить развитие жанра портрета. Здесь представлены самые разные изображения выдающихся личностей 17–19 века. Правителей и полководцев, ученых и церковных служителей, предпринимателей и врачей. Судьбы русских людей запечатлены на холсте.
За восхищением, рассчитываем мы, появится желание узнать, кто это перед тобой. Любой герой, любой персонаж оставил крупный след в российской истории. В этом смысл этой галереи.
Алла Манилова, генеральный директор Государственного Русского музея
Полгода создатели работали над экспозицией. В парадных залах Михайловского замка каждой картине нашли свое уникальное место, где она по-особому заиграла. Настолько, что, кажется, еще мгновение, и портрет оживет. Создатели уделили пристальное внимание расположению и архитектуре выставки.
Переходя из зала в зал, вы вдруг присматриваетесь и думаете, нас встречает здесь какой-то очень уютный, где-то, может быть, даже будуарный и очень уютный определенный контекст, а внезапно ровно через два метра перед вами открывается огромная шпалерная такая анфилада, в которой вы понимаете: нет, это масштаб, это представляете, нет конца и края этим портретам, этим деятелям. И здесь, мне кажется, мы очень старались, чтобы архитектура была как смотровая площадка, где вы встаете на определенную очень важную точку, которая вместе с куратором, подобно дирижеру, вы начинаете ту самую симфонию, где, разглядывая портрет, вы начинаете понимать, за счет каких архитектурных элементов вы смогли, наверное, ощутить тот самый импульс, который мы пытались создать в рамках экспозиции.
Сергей Мешалкин, архитектор выставки «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет»
Создать «Национальную портретную галерею», галерею целого народа и разместить ее именно в Михайловском замке мечтал еще знаменитый художник Александр Бенуа. Именно сейчас время воплотить эту идею.
Это выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» является первой и самой значимой частью будущей национальной портретной галереи, здесь в Михайловском, Инженерном замке, она охватывает весь период с начала зарождения русского исторического портрета, весь 17 век, 18-й, и первая половина 19 века.
Алла Манилова, генеральный директор Государственного Русского музея
Выставка «В зеркале судьбы. Русский исторический портрет» продлится до середины мая следующего года.