Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

В Русском музее откроется выставка «Африка в русском искусстве»

Экспозиция включает более 50 полотен мастеров прошлого от Никанора Чернецова до Зинаиды Серебряковой. Все работы так или иначе связаны с Северной Африкой. Корреспондент ЛенТВ24 Егор Парфенов узнавал, чем наших художников привлекали далекие страны Магриба.

Интерес к Египту был отчасти связан с проблемами со здоровьем. У Константина Маковского жена болела, Николай Маковский сам нуждался в том, чтобы подправить свое здоровье, и, соответственно, в 1872 и 1874 годах они впервые побывали в Египте.

Та поездка братьев-передвижников стала одной из самых плодотворных. Младший  Николай привез из Египта этюды и рисунки, а старший Константин впоследствии создал эскиз картины. Изображение стало основой для масштабного полотна «Перенесение священного ковра в Каире», которое посвящено особой мусульманской традиции.

Это такое ежегодное действо, когда лучшие мастера Египта ткали огромный ковер Кисву для облачения главного святилища Мекки Каабы, потом по завершении Хаджа ковер разрезался на многие кусочки, которые забирали себе паломники.

Павел Климов, заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XXI веков Государственного Русского музея

Картина является центральной на выставке «Африка в русском искусстве». Ранее онра неоднократно выставлялась, но в экспозиции встречаются и вещи, которые долгие годы томились в хранилище музея. Например, серия портретов первого марокканского посольства в России в исполнении Степана Александровского.

Самые ранние работы, которые представлены на выставке, относятся к 1842 году. Это акварели братьев Чернецовых, Никанора и Григория. Их произведения передают неподдельные впечатления от знойных улочек Каира, белоснежных мечетей и пирамид в Гизе.

У нас в собрании хранится рукописный дневник братьев Чернецовых, в нем описана и эта поездка. Эта поездка стала звеном перед посещением Святой земли, братья Чернецовы находились в Италии, и у них возникло желание посетить Святую землю. Для этого они приплыли в Египет, в Александрию и провели полтора месяца в Египте. Там они путешествовали, знакомились со страной, забирались на пирамиды, путешествовали по Нилу.

Наталия Соломатина, куратор выставки «Африка в русском искусстве»

Некоторые исследователи сходятся во мнении, что именно Чернецовы привили интерес к Египту и странам Магриба отечественным художникам, фактически задав тренд на ориентализм в русском искусстве. И судя по всему среди творцов желание раз за разом погружаться в историю и мифы континента не угасает до сих пор.

Сотрудничество России с африканским континентом сейчас является одним из важнейших внешнеполитических треков для России. У русских этот интерес был всегда. Он родился не сегодня, когда, повторяю, это стало трендом внешней политики. Это и подчеркивает выставка. Она побудит нас совершенно по-другому посмотреть на историю наших отношений с Африкой.

Алла Манилова, генеральный директор Государственного Русского музея

На выставке представлено свыше 50 полотен мастеров прошлого, в их числе Зинаида Серебрякова, Кузьма Петров-Водкин, Лев Бакст и другие не менее именитые художники. Каждый через жанровую призму отражает традиции и колорит Северной Африки.

Теги: русский музей санкт-петербург африка выставка
Лента новостей
Все новости