В Петербурге открылась выставка «Дорогами войны и мира Евгения Халдея»
«Первый день войны» — фотография, сделанная 22 июня 1941 года. Историческая речь Молотова прозвучала по радио в полдень и закончилась почти через 9 минут словами «Враг будет разбит. Победа будет за нами». На лицах людей с этой карточки растерянность. Спустя время мужчина и женщина на переднем плане, Анна Трушкина и Олег Бобряев, окажутся на фронте, а человек, сделавший этот кадр, пройдет всю войну от Мурманска до Берлина. Впереди — сотни снимков ожесточенных боев и эпизодов мирной жизни.
Он просто выглянул из окошка, смотрит — происходит что-то, люди какие-то остановились, что-то слушают. И повернул голову налево и увидел, что люди вот что-то слушают. Ему не было слышно, он быстренько взял фотоаппарат, по какому-то такому своему наитию выбежал вниз. Оказалось, что объявление войны. Вот он сделал этот снимок легендарный, который сразу же ушел в тираж.
Роман Землячев, генеральный директор галереи Art of photo
Евгений Халдей часто встречался с людьми со своих военных снимков. Всё благодаря рубрике «Назовите их имена», которую удалось открыть в газете «Правда». Вскоре в редакцию начали приходить письма — родные и знакомые узнавали на фотографиях близких.
В начале 80-х годов к ней пришла соседка, говорит: «Смотри, это ты». «Да, это действительно я». И потом с ней связался Евгений Халдей. Нашел ее. Это Мария Лиманская. Она стояла у Бранденбургских ворот 9 мая 1945 года. Почему ее назвали «Бранденбургская Мадонна»? Потому что из всех тех вот персонажей, которых здесь снимал, почему-то западные СМИ, куда попала эта фотография, очень полюбили. То есть образ такой вот суровой такой регулировщицы.
Роман Землячев, генеральный директор галереи Art of photo
Главным инструментом фотокорреспондента была «Лейка 3», которую ему вручили при трудоустройстве в ТАСС. Именно с ней он прошел всю войну. К сожалению, аппарат привезти в Петербург не удалось. Он хранится в Еврейском музее и Центре толерантности в Москве.
Он пленку получал в ТАСС, ему ее либо доставляли какими-то попутными бортами, самолетами, машинами, если он был на где-то на передовой, ну, он частенько возвращался, и отснятый материал он тоже сдавал в ТАСС, где он потом проявлялся. За редким исключением, некоторые пленки, действительно, он проявлял в полевых условиях. Ну, а-ля в окопе какими-то доступными химикатами.
Роман Землячев, генеральный директор галереи Art of photo
После Петербурга экспозиция может отправиться в Ленинградскую область. В правительстве региона уже выбирают подходящие площадки для размещения фотовыставки.
Это моя инициатива, мы, конечно, уже на следующей неделе с коллегами и в первую очередь с губернатором проговорим и предложим уже окончательный перечень площадок, где мы готовы принять. Просто есть еще же требования. Это оригиналы, мы хотим представить гражданам оригиналы, и особые требования нужны, конечно, и по климату, и по свету и так далее.
Евгений Барановский, заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ
На открытии экспозиции гости увидели документальный фильм «Война и мир Евгения Халдея», сценарий которого был написан по дневникам фотокорреспондента Также галерея Art of photo подарила Государственному мемориальному музею обороны и блокады Ленинграда, на чьей площадке проводится выставка, легендарный снимок «Знамя Победы над Рейхстагом».