В Мариинском театре премьера балета «Двенадцать»
Корреспондент ЛенТВ24 Евгения Булатова побывала на генеральном прогоне и поделилась подробностями.
Постановку уже назвали главной балетной премьерой года и фестиваля «Звёзды Белых ночей» в Мариинке.
Впервые балет по
поэме Александра Блока "Двенадцать" показали в декабре 64 года на
сцене тогда еще Кировского театра. Музыку написал Ленинградский
композитор Борис Тищенко. Но в репертуаре спектакль не задержался.
Дали его только 3 раза. Постановка оказалась слишком скандальной
и революционной. Она ждала своего часа.
Мне кажется, его музыка не только его переживает и переживет, она только сейчас по-настоящему будет входить в жизнь крупнейших коллективов российских, в частности Мариинского театра. Я надеюсь, не за горами показы в Москве и по всей России.
Валерий Гергиев, художественный руководитель, директор Мариинского театра
И вот о партитуре поэмы «Двенадцать» вспомнил молодой хореограф, солист Мариинского театра Александр Сергеев. Постановщик предложил свое современное сценическое прочтение. Он полностью оставил музыку. Но объединил разные жанры. Перед балетом звучат 3 песни в оперном исполнении на стихи Марины Цветаевой. И пролог, где звучит сама поэма Блока «Двенадцать».
Получился многожанровый спектакль, где объединились и балет, и опера, и драматическое произведение.
В какой-то момент мне показалось, что нельзя просто взять и начать прямо с партитуры, нужно как бы подготовиться, подготовить зрителя, самим подготовиться, энергетически подготовиться, воздух подготовить вокруг, для того, чтобы услышать партитуру «Двенадцать».
Александр Сергеев, хореограф-постановщик балета «Двенадцать»
В роли Чтеца текста Блока в совершенно новом для себя амплуа
драматической артистки выступает прима-балерина Мариинки
Екатерина Кондаурова. Она признается, что работа голосом оказалась
сложной и волнительной.
Был педагог и он есть Николай Крюков, который помогал с нам с произношением, со звучанием голоса прежде всего. С дыханием, чтобы не задыхаться каждую строчку. Много спорили и обсуждали, в каком характере должна быть каждая глава. Через эти споры родился свой стиль.
Екатерина Кондаурова, прима-балерина Мариинского театра, исполнительница партии Чтеца
Сюжет балета идет по тексту Блока. Он гармонично переплетается с
мелодией революции. Ну а дополняют геометрия декораций, яркие
черные и красные цвета. В основе идеи автора-постановщика —
апокалипсис и разрушение. Усиливают этот эффект костюмы артистов,
которые постепенно меняются и сценография, где огромные белые
блоки то собираются, то рассыпаются как пиксели. Придумал это все
модный дизайнер Леонид Алексеев.
Мы не хотели вдаваться в исторические подробности. Наша идея приходит из конструктивизма, из черного квадрата из пиксельной эстетики. Создать такой диджитал мир который создается и разрушается на наших глазах. Хотели с сегодняшним зрителем поговорить о том, как проблематика в нашей жизни сегодня и что для нас поэма «Двенадцать».
Леонид Алексеев, художник по костюмам, автор сценографии балета «Двенадцать»
В день премьеры балета «Двенадцать» дирижирует маэстро Валерий Гергиев.
Следующие показы состоятся 15 и 16 июля на сцене
Мариинского театра.