В Гатчинском дворце открыли выставку портрета Александра III и поведали удивительную историю его возвращения
В Гатчинском дворце открыли выставку одного экспоната «Александр III. Личное. Портрет великого князя Александра Александровича» и поведали удивительную историю его возвращения. Картина 1870 года кисти портретиста Сергея Зарянко вернулась в родную обитель спустя более 80 лет. Полотно пропало после гитлеровской оккупации Гатчины. Его дальнейшая судьба была неизвестна. Во дворце не осталось ни одного исторического портрета императора Александра III, поэтому когда в 2022 году коллекционер Михаил Маликов подарил Гатчинскому дворцу копию картины, написанную неизвестным автором и купленную на аукционе в Риге, хранители были очень рады. Полотно было в плохом состоянии, и его сразу отправили на реставрацию.
Он был наклеен на фанеру. И, конечно, когда мы получили этот портрет, то ясно было, что он нуждается в реставрации. Мы просто были готовы сразу же передать его в руки реставраторов, и тут случилось чудо, потому что по правилам мы должны были отделить холст от фанеры. Когда картину забрал реставратор наш, Леонид Борисович Караваев, то я просто помню этот момент, он мне позвонил, сказал «иди сюда». Я пришла, и он показал, что он отделил холст, и с другой стороны оказался номер, написанный голубой краской, латинская буква G и номер.
Айсулу Шукурова, старший научный сотрудник, хранитель фонда живописи Государственного музея-заповедника «Гатчина»
Номер старый, довоенный. Такой же указан и в довоенной описи экспонатов музея. Сомнений не было: это тот самый портрет, висевший в кабинете императрицы Марии Александровны, матери Александра III. Дворец в Гатчине был официальной резиденцией предпоследнего российского императора на протяжении всех 13 лет его царствования.
