В ЦВЗ «Манеж» открылась выставка, посвященная истории русского балета
Посмотрите, как выглядит этот манекен. Мы сделали его точно в соответствии с архивными фотографиями: маленький рост, прическа, которую на современной балерине представить невозможно. А здесь мы видим более современные пачки и иной тип фигуры: высокая, очень худая и практически лишенная женственных форм.
Анна Ялова, автор концепции, директор ЦВЗ «Манеж»
Эволюция пачки — центральная экспозиция «костюмерного цеха». За 350 лет существования балета в России туфли на каблуках превратились в пуанты, театральные кринолины — в короткую пачку. В одной витрине здесь костюмы для постановок XIX и XXI века. Есть и легендарные, например, костюм Майи Плисецкой для балета «Лебединое озеро» 1956 года.
Истории «Лебединого озера» на выставке посвящен отдельный зал. Сколько было создано в мире таких спектаклей и не сосчитать, но самая первая постановка в 1877 года в хореографии Вацлава Рейзингера в Большом театре провалилась. Если бы не Мариус Петипа, который буквально завалил дирекцию императорских театров письмами с просьбой поставить «Лебединое» еще раз, жемчужины мирового балета могло и не быть
«Лебединое озеро» — любимый балет у юной Софии Мазневой. Она занимается хореографией и не прочь повторить знакомые па у станка. Зал, посвященный Агриппине Вагановой, так и называется «Школа». Вагановская система обучения классическому танцу сейчас стала основой балетного образования во всем мире.
Я занимаюсь хореографией, балетом, хочу равняться на Цискаридзе, хочу делать фуэтэ, как он. Хочу танцевать в «Щелкунчике», «Лебедином озере».
София Мазнева, посетитель выставки
Масштабная постановка в двух актах, восьми картинах с прологом и эпилогом зрела у авторов несколько лет. Картина первая «Императорский балет». Живопись, скульптуры, театральные ложи. Эпоха, когда танец в России, появившийся как дань Европейской моде, развивается в самостоятельную школу. Ее плоды выплескиваются вместе с великим импресарио Дягилевым и его «Русскими сезонами» за пределы России. Новая техника исполнения, модернистские декорации и костюмы настолько полюбились миру, что русский балет пустил корни во всех ведущих школах.
Нам важно показать, как балет развивался, как он появился в России. Мы готовили этот проект три года, и это большая командная работа бюро «Планета 9» и креативного куратора Павла Каплевича. Также мы привлекали очень большое количество специалистов в области истории балета и музейного дела.
Анна Ялова, автор концепции, директор ЦВЗ «Манеж»
Эксперименты продолжились и в советском балете. Время отразилось в этом искусстве сполна. Появились новые герои, исполнители, композиторы, художники. Современный русский балет и сейчас на первом месте в мире.
Это действительно наше национальное достояние, и, мне кажется, люди идут прежде всего за этим, чтобы окунуться, понять, прочувствовать, показать детям это очень важно новому поколению, чем гордится наша страна и гордится по праву.
Роман Карманов, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив
Если планируете посетить эту выставку, рассчитывайте на путешествие в несколько часов, а кому-то и целого дня будет мало.