В Центре реставрации в Рождествено завершается реставрация двух икон
Косьма и Дамиан — братья-врачеватели и чудотворцы. Их образы на цинковой пластине украшали экстерьер часовни, а может, и храма. Какого именно — неизвестно. Не удалось понять, и как попала икона в Дом станционного смотрителя в поселке Выра. Но, судя по дефектам, с которыми ее передали в Рождествено, пережить реликвии пришлось многое.
Икона поступила с обширными деформациями основы, такими волнообразными, большое количество поверхностных загрязнений в виде пыли, грязи, извести и всего того, что могло садиться из атмосферы.
Александра Лыткина, заведующая мастерской реставрации смешанных техник и фотоматериалов
Реставратор Александра больше года восстанавливала икону. Сначала убирала загрязнения — для этого пришлось придумать новый способ очистки без использования водных составов. Потом укрепляла лакокрасочный слой и только после приступила к этапу тонирования. Но даже при такой скрупулезной работе лик одного из святых увидеть не удалось.
Заметно, что вот эта область, где рука и лик, они очень темные, и они темные не потому, что есть загрязнения, это в общем деструкция красочного слоя основы, и нужно было просто создать хотя бы силуэт фигуры, какие-то детали уже практически невозможно воссоздать.
Александра Лыткина, заведующая мастерской реставрации смешанных техник и фотоматериалов
В мастерской напротив тезка Александры возвращала прежний вид иконе Святого Иоанна Предтечи. На ней не было сильных повреждений, скорее, налет времени.
Основная сложность, конечно, пришлась на раскрытие, потому что всё-таки у нас потемневшая пленка, не было видно ни колорита, ни тонких лессировок, которые скрывались под ней, поэтому мы все работы проводим по раскрытию под микроскопом, даже не контролируя, а постоянно. После укрепления, после того как мы всё укрепили, и можно приступить к раскрытию, с пробного участка мы подбираем от слабого растворителя к более сильному.
Александра Хмара, художник-реставратор мастерской реставрации темперной живописи
Воссоздать первоначальный вид иконы удалось. Реставратор отметила, что даже из-за неправильного хранения и многослойного покрытия лаком важные участки живописи сохранились, и публика сможет полностью увидеть образ святого.
Вот здесь были утраты не на самых ответственных участках, понятно, что это тоже ручное письмо, и вот здесь вы можете видеть тонировки, но всё-таки самые главные участки у нас были сохранены. Лик, надписи, тонкая проработка — это всё было сохранено.
Александра Хмара, художник-реставратор мастерской реставрации темперной живописи
«Святого Иоанна Предтечу» после реставрации вернут в Пикалевский краеведческий музей, откуда ее и привезли. Как и в случае с Косьмой и Дамианом, специалисты проведут экспертизу и попробуют установить автора, школу и время создания.
Если говорить про Иоанна Предтечу, которую реставрировала Александра Хмара, то это икона старообрядческая. Уже точно можно сказать, что это не позднее середины 19 века, скорее всего, и мастер очень высококлассный, потому что все приемы живописи, которые использованы при письме данного произведения, показывают нам очень высокого уровня художника, а если говорить о другой иконе, тут немного другая ситуация. Это живопись уже классическая академической школы петербургской, поэтому скорее всего ее писали где-то здесь недалеко, возможно, в Петербурге, возможно, где-то еще.
Дмитрий Пейчев, исполняющий обязанности заместителя директора по реставрации музейных предметов
Специалисты международного реставрационного центра только за текущий год восстановили более 300 музейных экспонатов. Старинные иконы зачастую в плачевном состоянии. Восстановление каждой может занимать от двух до пяти лет.
Сейчас в мастерской находятся 37 икон. Одна из них — образ святого пророка Давида, который привезли из Троицкого Александра-Свирского монастыря. Работа была создана на рубеже 17−18 веков. Реставраторы уже закончили консервацию произведения и готовятся к следующему этапу — раскрытию авторской живописи от поздних записей.