Международный центр реставрации принял 53 иконы из Александро-Свирского монастыря
Чтобы попасть в Международный центр реставрации, иконы конца XVII века преодолели четырtхчасовой путь из Лодейнопольского краеведческого музея. Там они хранились 40 лет.
Сейчас большая часть икон находится в аварийном состоянии. И это не удивительно: после закрытия монастыря в начале прошлого века за ними не следили, и произведения искусства медленно умирали от холода и сырости.
В 80-х годах краеведческий музей смог переместить иконы в свои фонды, но ресурсов на реставрацию тогда не было. Даже по современным меркам проект очень сложный, и в Международном центре реставрации к нему долго готовились.
Это не было бы возможным, если бы в 2023 году в Ленинградской области не появился Международный центр реставрации. Об этих иконах и необходимости проведения работ по сохранению было известно и до этого, и, как только центр открылся, это сразу было положено в один из основных планов его дальнейших работ.
Татьяна Черняева, руководитель Международного центра реставрации
Сроки реставрации пока до конца неизвестны, но эксперты говорят, что счет идет на десятилетия. Иконостас Троицкого собора представляет не только большую художественную ценность, но и огромный научный интерес для искусствоведов и историков: он никогда комплексно не исследовался учеными.
Две иконы, Авеля и пророка Моисея, уже начинали реставрировать ранее. Специалисты провели частичное раскрытие — сняли более поздние слои. Благодаря этому уже сейчас мы можем оценить оригинальную живопись конца XVII века. Она более тонкая, гармоничная, в ней не используется позолота.
Открывать заново лица всех остальных икон специалисты начнут только после рентгеновского и инфракрасного исследований. Эти исследования покажут точный возраст и помогут выявить все поздние наслоения, а также прольют свет на то, как создавались иконы.
Нужно провести больше работ, больше исследований, больше раскрытий икон, чтобы понять точно, к какой школе это принадлежит. Здесь не так много информации, нужно собрать ее побольше, и тогда будет понятно, какое количество людей работало над этим иконостасом. Скорее всего это была бригада: один художник такое количество икон бы не написал.
Дмитрий Пейчев, заведующий мастерской реставрации темперной живописи
Немного облегчат работу реставраторов сохранившиеся дореволюционные снимки иконостаса, а также фотографии и описи, сделанные в 60-х годах. Однако чтобы комплексно всё изучить, придется провести много дополнительных исследований. Например, о судьбе и возрасте небольшой иконы святого Александра Свирского почти ничего неизвестно.
Чтобы уточнить данные, нужно просто посмотреть архивы. Естественно, в рамках нашей реставрации мы будем заниматься исследованиями и поднимать архивные данные.
Елизавета Гладкова, художник-реставратор темперной живописи
Все иконы сейчас постепенно проходят лечение от грибков и паразитов. В активную реставрацию центр будет брать лишь по несколько в год, а остальным обеспечит грамотную консервацию и бережное хранение. О судьбе реликвий после их восстановления пока говорить рано, но сейчас они в надежных руках.