Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Исторические печи вернутся в «Монрепо»

Изразцовые печи из Главного усадебного дома и Флигеля парка "Монрепо" готовятся к возвращению домой. Их уже показали журналистам.

В реставрационных мастерских побывала корреспондент ЛенТВ24 Елена Сырейщикова. 

Эта изразцовая печь из Главного дома музея-заповедника сейчас считается самой старшей из себе подобных в Выборге. Ей порядка 200 лет. Точно авторство пока определить не могут, фирменного клейма нет, но предполагают, что изготовили красавицу в Санкт-Петербурге. 

Вот именно такие большие размеры изразцов характерны для начала 19 века. Кроме того, по рельефному декору эти печи не идентичны, но очень похожи по проекту Фельтона Белой гостиной Петергофского дворца.

Андрей Роденков, научный редактор журнала «Керамика мира»

На реставрацию и восстановление 3 года назад привезли 3 изразцовых ампирных и 8 минималистичных печей помладше. В некоторых местах глина буквально рассыпалась в руках, так что первой важной задачей был максимально бережный демонтаж. 

Когда мы их разбирали, очень жестко велся контроль маркировки изразцов, для дальнейшего сохранения. Это была самая сложная задача, демонтировать таким образом, чтобы максимально сохранить целостность деталей, которые уже деструктированные сами по себе.

Светлана Баруткина, заместитель директора реставрационно-строительной компании

От 30 до 70% художественной облицовки уже были утрачены. Помещение, где они стояли, не отапливались, поэтому влажность и морозы не один десяток лет разрушали керамику.

Как раз на этой детали и видно размер всего бедствия: вот здесь облупилась глазурь и вот тут рядом есть образцы как их подбирали сначала собирают, отдельно выпекают маленький кусочек, потом, если подошло, делают большой.

Елена Сырейщикова, корреспондент

Недостающие фрагменты отминают, как говорят реставраторы, вручную. Тут для скульптора важно сдержать собственного творца и повторить первоначальный стиль.

Скульпторами и модельщиками был скопирован и рельеф, и очень большая работа шла по подбору усадочной массы, потому что нам необходимо было поймать ту самую усадку, конкретно этого окантового фризика.

Константин Лихолат, директор реставрационно-строительной компании «Паллада»

Затем глину обжигают и подбирают нужный цвет глазури. Все 3 печи белые, но это совершенно разные оттенки белого. Закрасить утраты надо так, чтобы зритель не заметил подмены. 

Не пугайтесь этих цветных пятен, отсюда берутся какие-то микрограммы пигмента, вмешиваются в белый цвет тихонечко набирается вот такая масса нужного мне цвета.

Виктория Ковалёва, художник-реставратор

Кстати глину тоже нужно подобрать. А в случае с этими ампирными образцами, нужны сразу 2 типа материала: для основания и для самого орнамента.

Производителю той керамики хотелось максимально выделить этот богатый красивый изысканный цветочный гротесковый этот орнамент и оторвать его от основания непосредственно подложки печи, чтобы уже глазурями еще больше выявить сложность этой работы.

Константин Лихолат, директор реставрационно-строительной компании «Паллада»

Сейчас работы выполнены примерно на 90%. Летом все печи вернутся в музей-заповедник. 

Теги: печи парк монрепо реставрация
Лента новостей
Все новости