Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

США против хуситов: Запад репетирует новые войны - за торговые пути

© pxhere.com
На операцию «Страж процветания» мобилизован весь «райский сад».

США всё-таки начинают ещё одну военную операцию на Ближнем Востоке, назвав ее предельно пафосно – «Страж процветания».  

Декларируемая задача - защита морских перевозок в Красном море от атак йеменских хуситов. А хуситы и впрямь сумели поставить под угрозу судоходство в этом регионе: их беспилотники и ракеты легко покрывают узкий Баб-эль-Мандабский пролив. 

Да, не наносят фатальных повреждений судам – скорее, отпугивают, но зато делают это вполне успешно. 

А ведь через Красное море до всех этих событий осуществлялось примерно 12% мировой торговли, включая 30% мировых контейнерных перевозок, до 10% мирового импорта нефти. Теперь же, как пишет The Guardian со ссылкой на аналитический центр The Atlantic Council, семь из десяти крупнейших судоходных компаний по доле рынка приостановили судоходство в Красном море.

И все поставлены перед фактом: либо идти другим путем – например, через Мыс Доброй Надежды в Африке – а это на две недели дольше и в разы дороже, либо платить бешенные деньги страховщикам: премия за риск, выплачиваемая судоходными компаниями, раньше составляла всего 0,07% от стоимости судна, а теперь примерно 0,7%. 

Так что тех, кто придумал это название для операции США и собранной им коалиции из 39 стран – «Страж процветания» - в общем, можно понять. «Райский сад», как назвал Запад г-н Жозеп Боррель, ощутил угрозу своему благополучию и желает дать решительный отпор «джунглям».

Но как именно будут разворачиваться события и чем закончатся, сейчас не может предсказать никто. А вот в том, что тем, кто процветал, удастся свое благополучие вернуть и удержать – сомневаются многие.

Пока же стоит взять на заметку несколько фактов.

В пресс-релизе Пентагона сообщается, что штаб объединенной коалиции операции будет в Бахрейне, а объединенные флоты будут присутствовать в Оманском, Аденском и Персидских заливах, в Красном море и Индийском океане.

Из арабских стран в коалиции - только Бахрейн. Расчет на втягивание Египта и Саудовской Аравии не оправдался – они отказались. Кстати, Египет не втянулся даже несмотря на то, что 1/3 бюджета страны - от доходов Суэцкого канала, и действия хуситов египтянам явно не в строку.

Однако ситуация такова, что участие в любой западной коалиции против хуситов сейчас - просто удар по репутации любого арабского государства: это вам не сомалийские пираты и банальный грабеж, это - борцы за прекращение уничтожения Газы. 

Сюда же подверстывается любопытный маневр Индии: она тоже не стала входить в штатовскую коалицию « Страж процветания» - она просто отправила то ли два, то ли пока один эсминец в Аденский залив – официальных разъяснений ещепока нет. Но – только для обеспечения безопасности собственного судоходства. Как там будет дальше – посмотрим, но на данный момент в этом вопросе Индия от США и Ко тоже дистанцировалась.

При этом остается вопрос: является ли вот это все именно тем, чем объявлено, или это - подготовка к войне с Ираном?

Во-первых, потому что теперь, уже, кажется, всему миру известно, что за хуситами так или иначе стоит Иран. И один из руководителей хуситов Мохаммед аль-Бухаити уже заявил "Аль-Джазире", что его группировка будет противостоять любой коалиции, сформированной США, которая может развернуться в Красном море. 

Во-вторых, почему-то именно теперь Британия, Франция и Германия в ООН вдруг снова подняли вопрос об иранской ядерной программе: «Нет убедительного гражданского оправдания ядерной программы Ирана, нынешнее направление лишь приближает ее к военному потенциалу».

Наши специалисты, наблюдая все это, только руками разводят: эта операция США и компании точно не будет ни маленькой, ни легко победоносной. А главная задача  -  обеспечить спокойное судоходство для сохранения того самого "процветания" - остается под очень большим вопросом.

На этом фоне заявление Владимира Путина о нашем Северном морском пути, сделанное им как раз вчера - «Северный морской путь становится более эффективным, чем Суэцкий канал. Там в разы экономика перемещения грузов увеличивается» - сегодня уже играет новыми красками.

А в целом как-то все явственнее становится то обстоятельство, что если совсем недавно главной причиной для больших и малых войн была нефть, то теперь снова как в стародавние времена - торговые пути. 


Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции

Теги: мнения сша Политика
Лента новостей
Все новости