Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Создан кодекс этики по работе с искусственным интеллектом для финансовых организаций

Центробанк утвердил основные принципы применения искусственного интеллекта на финансовом рынке и подготовил проект кодекса этики для организаций сектора. Как сообщают «Известия», подавляющее большинство участников финансового рынка данную инициативу поддержали. Вот только насколько такой кодекс вообще нужен? А если нужен, то для чего? Разбирался корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

Обработка 85% запросов без участия оператора. Вклады, кешбэки — спрашивай про что хочешь. Таковы возможности чат-бота одного из крупнейших российских банков, что лишний раз доказывает: искусственный интеллект уже далеко не развлечение, а полноценный помощник и работник, которому разве что зарплата не нужна. А раз так, то пора бы ввести общий свод правил и жить по нему всем финансовым сектором. Проще говоря, держать «цифру» в узде. Чтобы росло доверие к тем финансовым организациям, которые используют нейросети, да и на безопасности применения этические нормы цифрового века якобы должны положительно сказаться.

Обратите внимание, что речь идет не о законе как таковом, не о какой-то обязательной к исполнению законодательной инициативе, а именно о кодексе, то есть сейчас все участники, все заинтересованные стороны пытаются договориться о некоем кодексе честной игры, чтобы это было и выгодно, и понятно, и прозрачно. Мне видится, что эта инициатива Банка России как раз один из важных шагов в этом направлении.

Дмитрий Жилюк, доцент кафедры финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Словом, не закон, а так называемая мягкая сила, смысл которой даже не в контроле, а в том, чтобы вместе определять правила финансовой игры. Однако планка доверия цифровым успехам, в том числе и на финансовом поприще, еще не столь велика, как может показаться на первый взгляд. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения за декабрь прошлого года, доверяют искусственному интеллекту 52% россиян, а 38 — относятся скептически. Притом что смартфонами пользуется почти 95% населения России. Словом, пожать цифровую руку прогрессу стремятся еще далеко не все, и по сути это вполне объяснимо. Например, беспричинные падения фондового рынка, по мнению экспертов, могут случаться в том числе по вине алгоритма. Но ведь и обратных примеров немало. Говорит, например, финансовый советник: купите вот эти акции. А затем акции падают в цене, и всё — убытки. По сути по вине человека. А послушался бы покупатель машину, остался при деньгах.

Человек ошибается. Людям свойственно, как говорят экономисты, поведенческое искажение. И их огромное количество. Искусственный интеллект как раз свободен от поведенческих искажений, он предназначен приносить пользу. К примеру, у вас есть финансовая цель. Искусственный интеллект сможет выбрать вам брокера, который даст оптимальные тарифы, сможет сравнить тарифы. Вы знаете, что каждый брокер и финансовая компания говорят, что они лучшие. А искусственному интеллекту можно поручить исследовать тарифы компаний, исследовать продуктовые линейки, определить для вас реально наилучшую компанию. Вот мы видим, что использование искусственного интеллекта может принести пользу инвесторам.

Никита Демидов, финансовый аналитик

Словом, широко шагает «цифра», всё глубже врастая в том числе и в наши кошельки. Процесс этот — для развивающегося государства, конечно, — необратимый. И хорошо, что задумались об этическом кодексе, да и основные его принципы хорошо звучат: человекоцентричность, справедливость и прозрачность. Но пока до конца всё-таки непонятно, как, например, быть с рисками утечки персональных данных? И станет ли больше гарантий, что номера наших карт и счетов будут не на одном, а на семи киберзамках? Эксперты отвечают: отчасти для этого вышеупомянутый кодекс и предлагают.

Любое решение искусственного интеллекта должно соответствовать законодательным нормам, и для финансовой отрасли эти нормы особенно строгие. Это усложняет процесс обработки данных, потому что нужно учитывать не только технологические аспекты, но и требования надзорных органов. И в том числе для этого Центробанк, я считаю, разрабатывает этот кодекс. Чтобы каким-то образом привести нормативные данные в упорядоченное состояние.

Линда Рыжих, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт- Петербурге

Тем временем американский предприниматель Илон Маск заявляет: искусственный интеллект уже умнее большинства людей и, вероятно, станет умнее любого человека менее чем за два года. Максимум — за пять.

Будем надеяться, что россияне под пророчества миллиардера не подпадают. Пока что шансы хорошие: по среднему уровню IQ наша страна в прошлом году заняла шестое место.

США — 30-е. Причем сами американцы искусственному интеллекту доверяют гораздо меньше, чем россияне, а именно — 32%.

Теги: дмитрий жилюк искуственный интеллект
Лента новостей
Все новости