Сергей Бодров — символ патриота страны
Главная историческая точка Приозерска. Стены этой крепости известны еще с 13 века. Именно здесь разворачивается одна из стартовых сцен фильма «Брат». Она формирует первое впечатление о Даниле и серой, запущенной провинциальной России. Молодой парень, вернувшийся из армии в родной Приозерск без особых перспектив, поддержки, но с чувством внутренней правды, вовсе не участник творящегося хаоса, он — наблюдатель.
Кто сегодня не знает эту крылатую фразу? Почти 30 лет назад для миллионов людей она стала формулой патриотизма. Алексей Балабанов не создавал патриотического героя целенаправленно, Багров стал им по факту, а не по замыслу. В эпоху постсоветской России конца 90-х, где вокруг криминал, ложь и деньги, Данила — единственный, кто чувствует подлинность. Именно поэтому он и стал иконой 90-х и остается важной культурной фигурой в наши дни.
Он как раз такой представитель силы, но при этом у которого есть представление о справедливости, о морали, несмотря на то что у него такой специфический вид деятельности и он по типу такой воин, да, такой защитник. И это, естественно, нашло такой отклик у людей, потому что такого национального героя как раз и не хватало. Люди были в хаосе, не знали, на что ориентироваться, старые способы, ориентиры моральных ценностей уже не работали в это время. Новые еще непонятно какие они будут, и, соответственно, вот этот герой стал олицетворением того, что всё может измениться, всё может вернуться на круги своя.
Наталья Безгина, психолог
По мнению экспертов, образ Данилы Багрова нельзя рассматривать в отрыве от самого актера. Если бы главного героя в фильме «Брат» играл кто-то другой, возможно, Данила не получился бы именно таким. Таким сильным, где-то скрытным, где-то с очень жесткими представлениями о справедливости. В силу своей харизмы Сергей Бодров наделил этого героя личными качествами: глубокой душевностью, человечностью, тем, чего по сути в убийце быть не должно.
С одной стороны, да, кого мы видим — он киллер, а с другой стороны, мы понимаем, что каждый его шаг хочется оправдать. И вот эта вот идентификация, которая происходит с самим персонажем, с Данилой, естественно, она заставляет людей остановиться на нем и начать рассматривать.
Наталья Безгина, психолог
И сам когда Сергей Бодров в программе «Взгляд» говорил, рассказывал, он говорил о том, что ему присылают письма, ему как персонажу, мол, там украли какой-то, сын ушел в армию, у него украли мотоцикл, Даня, приедь, помоги, разберись. То есть люди даже не могли понять, что это два совершенно разных: персонаж и, собственно, актер, человек Сергей Бодров.
Александр Двоеглазов, кинокритик, автор проекта «Кинопоход»
После выхода фильма «Брат» образ Данилы стал героем новой России. Молодежь копировала манеры, походку, носила такие же армейские телогрейки. А песни из картины звучали на каждом углу. Бодров появился на обложках журналов «Смена» и «Огонек». Его интервью по сей день разбирают на цитаты, а фразы из фильмов ушли в народ и стали почти пословицами.
Во-первых, сейчас наблюдается стойкий интерес к советской культуре и всплеск исследовательского интереса к той эпохе, и молодежь сейчас обращается к культуре советской. Мы видим это не только на примере фильма «Брат 2», но и на примере, допустим, там недавно прошедших выставок, связанных с «Королем и Шутом», Виктором Цоем. Те герои, той эпохи, они снова оживают и становятся для молодежи актуальными. Ну, и второй момент, это наверное то вечное, что есть в этом герое, в Даниле Багрове, в его характере, том, как он себя ведет, как он рассуждает. И, опять же, возвращаясь к тому, о чем я уже говорила, это вот такая борьба за справедливость, за правду, которая откликается русскому человеку в любое время.
Надежда Александрова, кандидат культурологии, преподаватель СПбГИК
Сергей Бодров младший остается признанным и уважаемым по сей день. Люди так же ценят справедливость, честность и тянутся к правде, которую он не играл, а жил. Память об актере в 23-ю годовщину со дня гибели увековечили в Приозерске — городе, откуда по задумке фильма Данила Багров был родом. Ростовая скульптура с камерой символизирует образ актера, чьи работы продолжают воспитывать новые поколения.