Роботы-курьеры пришли на смену человеку
Не мерзнет, не ждет зарплаты, но иногда просит о помощи. К нашим зимним дорогам киберкурьер пока не привык. Россияне деловитых роботов в беде не оставляют. Муринцы стали первопроходцами в новом витке сервиса доставки — по местным дорогам курсируют уже 110 роверов.
Он тупит-тупит, ему тяжело на дорогах. Я иногда его подталкиваю, помогаю как могу. Прогресс. Пытаюсь, так сказать, своими слабыми ручками протолкнуть в будущее нас.
Они такие классные, такие умненькие.
Они выглядят очень серьезными, когда едут такие по своей работе. Мне они очень нравятся, милашки.
Более удобно, чем курьеры обычные.
Точно ничего не расплескается, не разольется.
Пользовались. Удобно, быстро.
Мы решили провести эксперимент и сделать два одинаковых заказа на один и тот же адрес. Один привезет робот, а второй — человек. Посмотрим, кто приедет быстрее. Пока срок доставки стоит одновременно.
Неожиданно киберкурьера заменяет человек: все роверы заняты. Пока пытались вызвать робота, уже два живых курьера оказываются на месте.
— Как думаете, роботы могут вас заменить?
— Роботы — вряд ли. Они настолько медленные, на светофорах стоят по полчаса.
Ровер в итоге нашелся, но время загрузки заказа растянулось на десять минут. Наконец, и он выходит на финишную прямую. Вместе со сборкой время доставки живым курьером составило примерно 12 минут, а робот справился только за 24. Остается открыть замок, и можно забрать заказ.
Экономия человеческих ресурсов сочетается с пока малой мобильностью. Ровер медленно объезжает препятствия и пешеходов, из-за этого пропускает светофоры, он не сможет заехать в некоторые дворы и на этаж не поднимется, а вот доставщики, кажется, побывали почти в каждой квартире.
В среднем рост интернет-торговли в нашей стране, по крайней мере в 2020 году, составлял 44%, сейчас порядка 26%. Если говорить именно о сфере доставки готовых блюд или каких-то других продуктов питания, то рост в принципе в 2020 году составлял 150-160%, то есть рынок довольно сильно развивается.
Александр Дмитриев, заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук
Наплыв, если мы говорим про районы, где есть офисы и бизнес-центры, то, естественно, в обеденные перерывы люди часто заказывают, очень часто заказывают в вечернее время перед уходом с работы либо уже люди приехали домой.
Александр Калягин, менеджер продукта рободоставки
Доставка продуктов и ресторанных блюд, маркетплейсы и виртуальные примерочные. Создаются даже отдельные точки исключительно под онлайн-продажи — дарксторы и дарккитчен.
Онлайн-доставка — это в принципе сейчас развивающийся тренд на рынке розничных продаж, и растет он семимильными шагами. Те ретейлеры, которые не будут использовать эту возможность, потеряют и долю, и товарооборот, и тех клиентов, которые перетекают, назовем это так, в онлайн-каналы.
Ольга Соболева, руководитель управления по развитию партнёрских продаж
Меняется и психология потребления. Каждый пятый докупает продукты до минимальной стоимости, даже если нужен всего один товар, а каждый десятый заказ происходит импульсивно. И это только один из побочных эффектов сокращения времени получения желаемого.
В этом будет меньше удовольствия, потому что если от возникновения потребности до ее удовлетворения проходит больше времени и больше усилий мы прикладываем, то мы тогда получаем больше удовольствия от процесса поглощения еды.
Дмитрий Гераськин, психолог
Городская среда с растущими потребностями пока не справляется. Курьеры хаотично перемещаются с тротуаров на проезжую часть, а роботы, как недавно отгремевшие самокаты неопределенный участник движения.
Необходимо определить, что тротуар — это территория пешеходов, и на ней и так тесно, учитывая, что у нас летом появляются открытые террасы, кафе. У нас пешеходы не идут, понимаете, колонной друг за другом, они идут достаточно хаотично. Без комплексного решения, без моделирования этих потоков, которые складываются, участников движения, мы эту задачу скорее всего не решим.
Владимир Фёдоров, урбанист
Волну доставок остановить точно не получится, но по поводу полного перехода в онлайн опасаться точно не стоит, говорят эксперты.
Тут нужно различать тоже потребности. Обычно те, кто покупает в онлайн, и те, кто приходят в магазины, это разные люди. Это и возрастные различия, могут быть и предпочтения какие-то, например, если человек идет в ресторан, он идет за атмосферой, за обслуживанием.
Александр Дмитриев, заведующий кафедрой безопасности Президентской академии в Санкт-Петербурге, доктор экономических наук
Можно ж не выходить, заказать — получишь примерно то что ты любишь, но согласитесь, что блюдо, приготовленное и отданное сразу же после приготовления, будет здорово отличаться от того блюда, которое вам привезли через час.
Леонид Гарбар, президент «Федерации рестораторов и отельеров Северо-Запад»
Потребление останется гибридным, и конкуренция этих форматов торговли — это на самом деле взаимовыгодное сотрудничество.