Падающие кирпичи и прогулки по карнизу: кто виноват в детской беспечности, а порой и жестокости?
Убирай самокат, сейчас, видишь, будут заходить, убирай самокат.
После этого происшествия можно, пожалуй, смело утверждать, что у 4-летней девочки из Воронежа второй день рождения. Ребенок заходил вместе с женщиной в подъезд. И тут — кирпич. Не на голову, но буквально в считанных сантиметрах от малышки. Сбросили его с балкона 11-го этажа два мальчика шести и семи лет. Мол, хотели посмотреть, как кирпич об асфальт разбивается. Малолетних экспериментаторов вычислили, они во всем сознались, но полицию решили не вызывать. Видимо, понадеявшись на то, что с детьми серьезно поговорят их родители.
— Ой, ой, ой, смотри, что делает.
— Да вообще, я говорю.
Трехлетнего акробата запечатлели в Нижегородской области. Пока его мать спала после алкогольных возлияний, сын открыл окно и давай гулять по карнизу. Высота — пятый этаж. К счастью, прибывшие спасатели спустили мальчика на землю. Ребенка до решения суда из семьи изъяли.
Таких историй, к сожалению, немало. Порой даже создается впечатление, что между беспечными взрослыми и детьми соревнование, кто кого переплюнет в безалаберности. Например, подростки в Набережных Челнах раскрутили сверстниц на каруселях при помощи электросамокатов. Результат ожидаем. Без серьезных травм обошлось лишь чудом.
Детям, особенно в определенном возрасте, свойственно экспериментирование, с одной стороны, то есть они видят какой-то предмет и пробуют с ними по-разному манипулировать. С другой стороны, их лобные доли и их мозг еще не развит настолько, чтобы одновременно оценить последствия, особенно если они охвачены возбуждением, поэтому не всегда это агрессивный акт — это может быть такой не очень удачный эксперимент с плохим пониманием последствий.
Татьяна Гилёва, психолог
Впрочем, бывает и так, что ребенок или подросток очень даже осознанно идет на насилие, да еще и снимает свои, с позволения сказать, геройства на телефон. Издевательства над сверстниками или учителями — вообще отдельная тема. Но ведь дыма без огня не бывает: не просто же так некоторые дети ведут себя как звери, иначе и не скажешь.
Пробелы в воспитании? Отчасти да, но, по словам экспертов, не менее важна атмосфера в семье. Если домой ребенку после школы идти действительно хочется, потому что его любят и уважают, то подростковые стереотипы если и будут оказывать на него влияние, то не столь значительное и разрушительное. Другой вопрос — отношение подрастающего поколения к созданию своей семьи . Быть отцом или матерью сейчас хотят далеко не все молодые люди.
Вообще, это не тенденция этого года — несмотря на то что это Год семьи, очень хочется найти решение на все вопросы — это тенденция десятилетий. Если бы вы сейчас разговаривали не с депутатом Госдумы, а с демографом, то вам бы рассказали про вот эти демографические переходы, про то, как семьи живут, как люди живут, как строят планы на свою жизнь. Вы знаете, если еще лет там 10-15 назад, когда рассказывали про неких мужчин в Италии, которые до 35 лет живут вместе с мамами, это казалось какой-то такой историей где-то умилительной, где-то сериальной, что такого быть не может. Мы сейчас видим точно так же, что сыновья, что дочери с мамами живут либо уходят и живут для себя.
Татьяна Буцкая, депутат Государственной думы Российской Федерации
А что те, у кого уже есть дети? Ответственных родителей, конечно же, много, но бывает и так, что вроде бы воспитываешь как надо, а с ребенком всё равно что-то не так. Одна из причин, по мнению канадских исследователей, гаджеты. Проще говоря, если родители много времени проводят за смартфонами, то их дети чаще страдают от тревожности, гиперактивности и проблем с вниманием. В итоге самоутверждаться при помощи насилия и падающих кирпичей начинает, к счастью, далеко не вся молодёжь, но всё же ясно одно: ребенок без родительского внимания очень часто пускает свою жизнь на самотек.
В первую очередь, конечно, разговаривать с детьми и с самого детства, уже с 5-6 лет — как раз самый возраст, объяснять ребятам, что за каждое действие, за каждую ситуацию обязательно наступают определенные последствия. Необходимо приводить примеры реальные из жизни, чтобы ребята осознавали, что действительно какая-то шалость может кончиться очень и очень негативно. Уделять всё-таки больше внимания воспитанию детей, потому что сейчас многие родители в связи с большой загруженностью на работе иногда перекладывают на кого-то данные обязанности, на учителей или каких- то других окружающих, бабушек, дедушек, но детям необходим именно пример собственных родителей, и тогда лучше до ребят доходит та информация, которую хочется до них донести.
Виктор Иванов, учитель математики и обществознания Гатчинской гимназии имени К.Д. Ушинского
Тем временем в России разрабатывают пошаговое пособие по воспитанию детей. Программу так и хотят назвать — «От нуля до восемнадцати», чтобы каждый родитель имел пошаговые рекомендации на каждый день. Вот бы и для взрослых такое же пособие сделать. Некоторым такое читать обязательно нужно. Особенно тем, кто уже родитель, но так этого и не осознал.