Минпросвещения разработает рекомендации для пап и мам по воспитанию детей
Одну женщину в сети прозвали мамой года. Ее дочка начала капризничать в магазине. Энергию ребенка мать не стала гасить шлепками и нравоучениями, а просто легла на пол рядом и тоже стала голосить да руками-ногами стучать. Дочка немного посопротивлялась, но, не устояв перед материнской смекалкой и харизмой, за считанные секунды успокоилась. Мило, креативно, но такое, к сожалению, встретишь нечасто.
Пошел! Вперед!
Когда видишь вот таких мам или пап, то за чужого ребенка становится, мягко говоря, тревожно. А то и вовсе начинаешь сам себя спрашивать, неужели и я такой бываю? Да, могу крикнуть, всякое случается… Можно же держать эмоции в руках. Или, например, напомнить об авторитете второй половинки, раз сам не справляешься. Как на этом ролике.
А я позову щас папу. Фарид, Фарид, Алишка балуется! Иди сюда, пожалуйста, посмотри, как он балуется!
Словом, не только творчество на любовную тематику бесконечная тема. Куда более бесконечным, пожалуй, является поиск ответа на вопрос, как вырастить ответственного и порядочного человека. Тут на помощь решили прийти из Министерства просвещения, анонсировав методическое пособие для родителей с более чем концептуальным названием «От нуля до восемнадцати».
Подобных родительских инструкций раньше никогда не было, и есть родители, которым не понятно, чему, как и, главное, когда учить ребенка. А тут тебе и практические советы, и ссылки на актуальную литературу. В общем, воспитываем пошагово, с умом, а если где-то чего не понимаешь — открываем и читаем.
Если она будет носить информационный характер, будет полезно. Почему? Потому что когда ты впервые становишься родителем, и я, как многодетная мама, став в первый раз мамой, искала информацию во множестве источников, как это — быть родителем. Этому не учили, об этом не рассказывали. Повезло, если тебе довелось через опыт твоей семьи воспринять правильно эту информацию, а ежели нет, тогда приходится искать это за пределами твоей жизни. Есть очень большое количество источников, которые вводят в заблуждение, поэтому если будет какой-то такой перечень, рекомендации, я думаю, это будет полезно.
Надежда Коломацкая, специалист по этикету
Тем более что многие сейчас сетуют: было время, когда родители тем же учителям своего ребенка говорили быть со своим сыном или дочкой построже. И ребенок знал, что в школе особо не разгуляешься, там учиться надо, а педагогов — уважать. А сейчас сеть заполонили ролики, снятые в том числе самими школьниками, на которых забавы ради и дерутся, и учителей из себя выводят, а то и руку на них поднимают.
Не на пустом месте у таких детей столь развязное поведение, и на жестокие видеоигры и фильмы всю вину не свалишь — вопросы, естественно, к родителям. Что поливаем, то и растет, как говорится. А если ребенок растет, сводя свою жизнь только к позиции «дай», то благородным мужчиной или вежливой женщиной он вряд ли в будущем станет.
Мы очень много заботимся о том, чтобы дети умели понимать собственные желания, реализовывать собственные потребности, формулировать собственное мнение и так далее. Но меньше заботимся о том, чтобы дети умели соблюдать правила и учитывать мнения других. То есть получается такая, с моей субъективной точки зрения как психолога-практика, такая децентрированная система именно семейная. Я на приеме часто вижу и детей, и подростков, которые хорошо понимают, что хотят они, и плохо понимают, что от них хочет общество, что могут хотеть от них другие люди или школьная система, поэтому им бывает сложно вписаться в какие-то правила, в том числе в правила школьной системы.
Владислава Шалапанова, психолог
Нет, дети сейчас не хуже, отмечают эксперты. Просто некоторые ориентиры воспитания с развалом Советского Союза, к сожалению, потеряли, оказавшись в ценностном вакууме. Но потеряли не бесследно, сейчас наверстываем, одновременно объясняя детям в том числе и то, что в эгоизме ценностей нет.
Есть очень замечательный советский документальный фильм, если не ошибаюсь, называется «Я и другие». Он показывает серию социальных экспериментов, которые проводились на молодых людях. Это, по-моему, семидесятые годы или даже раньше. И там есть такой замечательный эксперимент совершенно: показывают детей, которым дают возможность пострелять в тире, либо в правую мишень попадать, либо в левую. В зависимости от того, где они больше настреляют, они, соответственно, получают денежки и могут эти денежки забрать либо себе, либо положить в общую копилку класса. Там ребенка каждого ставят в такую ситуацию конфликта. С одной стороны, ему нужно выбирать для себя или для других благо принести. С другой стороны, ему еще показывают, как стреляли его одноклассники. Нарочно экспериментаторы подделывают ситуацию таким образом, что как будто бы все одноклассники денежки-то забирали себе. И вот что же будет делать этот советский школьник, который узнал, что другие не соответствуют тем ценностям, которые ему активно пропагандировали в системе образования. В этом эксперименте школьники как правило всё равно выбирают положить деньги в копилку класса.
Екатерина Огарева, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге
Такие ценности, по словам экспертов, сейчас, к счастью, возвращаются без каких-либо инструкций по воспитанию ребенка. Конечно же, это не означает, что рекомендации от Министерства просвещения не нужны — мол, сами справимся. Быть хорошим родителем нужно учиться как ни крути, а потому очень интересно, какое именно у данного списка будет содержание и насколько полезным этот список окажется в итоге.