Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Как керамисты восстанавливают печи во дворцах и таблички на мостах

Лепные орнаменты Гатчинского дворца и изразцовые печи в центре Северной столицы, восстановление Соборной мечети и таблички с названиями мостов — всю эту красоту создают в петербургской мастерской. Как из серой глиняной массы сделать произведение искусства и почему скульптора не заменить 3D-принтером, узнала корреспондент ЛенТВ24 Софья Краева.

Керамическая мастерская, как и материал, с которым здесь работают, легко, но надолго сохраняет отпечатки всего, с чем соприкасается. По полкам с фрагментами работ прошлых лет можно водить настоящую экскурсию. Изразцы печей Екатерининского дворца, головы львов из Большого зала Смольного или вот фрагменты облицовки Соборной мечети, самого масштабного проекта мастерской, который начался еще в прошлом веке и занял несколько десятилетий.

Художник-керамист Юрий Осинин после учебы в Академии Штиглица начал работать в мастерской, которую сейчас и возглавляет. А это весьма непростая задача. Процесс создания архитектурной керамики состоит из множества этапов. Начинается всё с модели будущего изразца. Если оригинальные элементы хотя бы частично сохранились, их стараются воссоздать с ювелирной точностью.

Когда изразец у нас в руках, мы подключаем скульптора, который полностью повторяет старый рельеф. Мы не пользуемся всякими современными технологиями типа 3D-печати и сканирования, потому что оно имеет ряд ограничений. Если мы берем 3D-сканер, сканируем изразец, то мы сканируем именно поверхность глазури. Если мы потом ее повторим, то будет такой обмыленный рельеф, нам это не подходит. Нам нужно слепить именно то, что под глазурью.

Юрий Осинин, художник-керамист

Потом по модели делают гипсовую форму. Их в мастерской целые стеллажи. Не выкидывают — вдруг нужно будет заменить какие-то элементы позже. Именно в гипсовую форму «отминают» будущее изделие. Состав готовят сами и подбирают под конкретную задачу: керамика — для интерьеров, а вот для элементов, которым предстоит столкнуться с суровой петербургской погодой, — строительный фарфор. Его специально разработали для восстановления купола Соборной мечети. Работа в мастерской хоть и творческая, но требует точности, а потому ориентируются на чертежи.

Одновременно в работе сразу несколько изделий. Сейчас это печь одного из домов в историческом центре города и авторский проект Юрия, который уже стал визитной карточкой всей мастерской.

Самый душевный проект, который откликается у всех, кто о нем слышал, это проект табличек для мостов. Он хорош тем, что он сомасштабен человеку. Вот эта вся архитектура, дворцы — это вещи, сомасштабные государству, а вещи, сомасштабные человеку, они обычно такие небольшие, камерные и какие-то милые.

Юрий Осинин, художник-керамист

Ажурные таблички с названиями мостов — уникальное явление. Такое есть только в Петербурге. Массово они появились в городе после Великой Отечественной и стали важной частью его дизайн-кода — для них разработали специальный шрифт. В нулевые советские таблички стали заменять неказистыми современными, но Юрий привлек внимание к этой проблеме и смог убедить профильные комитеты сохранить наше наследие. Сейчас силами мастерской созданы фарфоровые таблички для более чем 200 мостов. Мне удалось «отмять» одну из них.

Штамп — это финальный штрих перед тем, как изделие отправится на просушку. В мастерской таких штампов целый арсенал, но чаще всего ставят именно эти три. Первый с названием «Санкт-Петербург», второй с названием самой мастерской и третий, самый интересный, авторский. Его каждый мастер набирает самостоятельно, и мне вот тоже сделали такой штамп с моими инициалами.

Немного подсохнув, изделия отправляются на первый обжиг. После изразцы расписывают вручную по сохранившимся фотографиям и историческим документам, покрывают глазурью и отправляют на второй обжиг. И вот после нескольких часов в печи при температуре больше тысячи градусов изделие, руку к которому на разных этапах приложили стазу несколько мастеров, готово. Глазурь блестит, трещин и дефектов нет, а значит для красивой печи или керамического панно в Северной столице или далеко за ее пределами скоро начнется новая жизнь.

Теги: санкт-петербург керамисты
Лента новостей
Все новости