Интервидение: немузыкальные акценты и вопросы на будущее
Состоявшийся конкурс Интервидения в Москве считать событием исключительно музыкальным не получится при всем желании: все шире, глубже и сложнее.
Для начала о политике – ее всё-таки здесь много, как бы кто не хотел ее минимизировать.
Обращение президента России к участникам и гостям Московского Интервидения просто не могло не придать событию политическую высоту, хотя Владимир Путин и сказал-то, вроде бы, всего лишь о развитии культурного диалога и укреплении дружбы между народами:
«Современный мир стремительно меняется. В нём формируется огромный запрос на справедливость, на широкий и равный доступ к плодам социально-экономического и культурного прогресса. Народы имеют право на свободное развитие, на сбережение своей идентичности».
Однако по нынешним временам – это самая что ни на есть политика и есть. Оттененная не только присутствием на финале Интервидения министром иностранных дел России, который, хоть и без галстука, но не преминул сообщить, что думали-то сначала только страны БРИКС собрать и партнеров, но вот – другие узнали, и тоже очень захотели.
Политика грубо вломилась в Интервидение и официальной нотой Австралии, сорвавшей уже объявленный номер певицы-австралийки из США.
Поняла ли сама Австралия, насколько глупой и злобной страной явила себя этой выходкой, - это уже ее дело, но факт остается фактом: культурный диалог сегодня – это большая политика.
Как, кстати, и состав ведущих, представляющих Россию, Индию и Китай. Решение более чем понятное и выверенное, но, как только стало известно, что следующей страной Интервидения станет Саудовская Аравия, замаячил еще один вполне политически важный вопрос: а кого, интересно, будут представлять ведущие там, и уже через год? Какие страны?
Еще один вопрос, который напрашивается: почему все-таки не все страны БРИКС были представлены на Интервидении в Москве? Явно не хватало представителей Ирана, например. А также Северной Кореи, не говоря уже об Армении, Азербайджане, Туркмении и Турции. Возможно, конечно, все дело в организационных накладках – не вовремя представили заявку и тому подобное. Не менее вероятно, что какие-то исполнители не решились выступить в Москве, потому что европейские конкурсы им дороже. Однако и политические расклады тоже исключить никак не получается.
Впрочем, при всех обстоятельствах и даже накладках, но Интервидение состоялось и совершенно точно продолжится. В том числе и потому, что как ни крути, а одной из задач самой идеи этого конкурса песен была попытка явить трем миллиардам зрителей антитезу «Евровидению». Где нет извращенной жути, а есть вполне себе традиционные ценности.
Организаторы, кстати, постарались очень мягко и подчеркнуто ненавязчиво, но расставить эти акценты - например, беседой с мамой исполнителя из Узбекистана Шохруха Ганиева и исполнительницей из Мадагаскара: получилось трогательно.
И все-таки еще немного об Интервидении – уже как о песенном конкурсе. Если вслушаться в значение слов по-русски, то получится, что в сентябре 2025 года в Москве «Евровидению» - европейскому видению популярной музыки, попробовали предъявить видение интернациональное.
Причем, судя по комментарию Игоря Матвиенко, представлявшего в жюри «Интервидения» Россию, задача эта была действительно не только политическая, но и сугубо музыкальная. Композитор и опытнейший музыкальный продюсер признал, что современный шоу-бизнес зашел в тупик, и выход находится где-то в области самобытности культур. Разумеется, в сочетании с суперсовременными решениями.
А ведь догадка мэтра верна! Не зря столь хорошо были приняты музыкальные номера Узбекистана, Колумбии и Мадагаскара – тут колоритная самобытность плескалась чрез край и именно этим завораживала.
Однако, как оказалось, не так-то просто выбираться из поп-тупика: сформированные вкусы и подходы в одночасье не меняются. Собственно, поэтому именно самый зрелищный, и самый «миксовый» музыкальный номер и победил. То, что сделали Дык Фук из Вьетнама и его команда – это действительно было сильно, но – построено абсолютно на уже не раз обкатанных поп-приемах: даже кусочек рэпа не забыли применить.
Впрочем, тут все же пространство для музыкальных специалистов, так что просто отметим: идея искать выход из тупика, в который вкатился шоу-бизнес с поп-музыкой, точно верная, но она тоже только в начале пути, и тут важно не заплутать. А то можно однажды обнаружить себя все в том же тупике, только в профиль.
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции
