Не спровоцирует ли грядущая проверка номеров на «Госуслугах» всплеск мошеннических звонков?
Грядет новая волна мошеннических атак на абонентов связи. Именно так считают если не все россияне, то часть тех, кто услышал новость: в России начнут проверять сотовые номера, привязанные к порталу «Госуслуги». И ведь есть из-за чего тревожиться: ежедневно свои сбережения злоумышленникам переводят до 70 тысяч человек. А уж звонков с незнакомых номеров до восьми миллионов каждый день. Настоящая экспансия чужих кошельков. Поэтому-то и страшно читать новости о том, что кто-то хочет устроить массовую сотовую перекличку для того, чтобы «отсеять» сомнительные номера. Проще говоря, человек перестал пользоваться номером, оператор через какое-то время передал его другому абоненту, но старый владелец забыл удалить номер с «Госуслуг» из мобильного банка. И получается, что новый пользователь может войти в чужой аккаунт. Однако как именно проверку собираются проводить? Неужто со всеми нужно будет связываться и просить принять личное участие в столь масштабной переписи?
Процесс может быть безлюдным. Есть программное обеспечение, есть искусственный интеллект, который тоже может выполнить любую задачу, которую вы ему зададите в промте. Так что думать, что кто-то будет сидеть, да не один, а 20−40 человек — нет, конечно. Сейчас всё-таки айти — это половина нашей жизни.
Леонтий Букштейн, шеф-редактор интернет-портала «Мобильные телекоммуникации»
И вроде бы всё правильно, но еще раз: не породит ли такая проверка новую голову мошеннической гидры со следующим сценарием: будут представляться сотрудниками «Госуслуг», выуживать личные данные, мол, проверка номеров всероссийская, нужно обязательно участвовать. И в итоге эффект разорвавшегося в руках ружья. Теоретически, конечно, но ведь и цифровой враг не из слабых, мягко говоря.
Если говорить о том, будут ли они звонить от имени «Госуслуг», — они и сейчас это делают. И в подавляющем большинстве случаев цель именно получить шестизначный код от потерпевшего, который уже будет использован для входа в «Госуслуги». Ну, а далее там механика связана с изменением привязки номера телефона, направляются заявки на получение кредитов в микрофинансовых организациях. Поэтому я уверен и вижу уже те результаты, которые за последние полгода у нас есть, стало действительно меньше этих звонков, мне меньше звонят и моим коллегам просто потому, что стало меньше «пластика», стало меньше сим-карт, которые используются.
Генрих Девяткин, заместитель директора Института высокотехнологичного права НИУ МИЭТ
Словом, получается, что предпосылки на новой массовой атаки кибермошенников действительно есть. А еще люди уже давно поделились на два лагеря: одни по-детски доверчивы и сами себя насаживают на крючок звонящих им преступников, а другие недоверчиво относятся ко всему, что связано с проверками, мониторингом, нововведениями по части безопасности и так далее. И вина, по мнению экспертов, отчасти на некачественном информировании граждан.
Мы видим, что те или иные советы пытаются давать все, а на практике это означает: если все, значит никто. По сравнению с началом 2010-х годов у меня лично создается впечатление, что информационно-просветительская работа пущена на самотек. Нужна очень плотная, качественная и актуальная работа с целевой аудиторией, с жертвами. Это всё должно быть доступно, ненавязчиво и очень понятно, то есть человек должен понимать основные признаки негативной коммуникации и быть способным эту негативную коммуникацию, в данном случае мошенничество, распознавать.
Урван Парфентьев, координатор Центра безопасного Интернета
Саму проверку номеров должны завершить к четвертому кварталу 2026 года. Но пока даже непонятно, когда она может начаться, ведь стоит основательно подготовиться. В том числе создать максимально понятные уведомления о том, что номер абонента готовят к отвязке от «Госуслуг». А заодно не лишать возможности после этого зайти на свой аккаунт и предоставить запасные способы для входа в сервис. Та же биометрия для этого вполне сгодится, но, опять же, речь о тех, у кого такая функция есть. А еще разработать порядок обжалования ошибок при ложном отключении номера и так далее. В любом случае, предупредить о том, что мошенники могут начать пуще прежнего звонить от «Госуслуг» уже сейчас — это половина победы над ними. И, да, без паники. Помните, из «Госуслуг», банков и прочих госструктур не звонят. Точнее, звонят. Но не их сотрудники, а жулики.