Фильмы и песни: культовый контент отменяют и цензурируют?
— Вы что, купите эту дрянь за 30 тысяч? Это невозможно.
— Почему? Вполне возможно.
— У чувака кровь пошла из носа, и он просит тридцатку?
Не каждому дано понять искусство. Особенно современное. Обилие абстрактных форм, ярких красок и авторских интерпретаций производят впечатление в основном на искушенных зрителей. Остальным привычнее любоваться проверенными временем полотнами, которые хранятся в музеях и признаны мировыми экспертами. Кому что ближе. Такая же ситуация и с музыкой. По всей стране люди ставят пластинки на виниловые проигрыватели, включают треки в наушниках: от классики до рока. И на фоне разных вкусовых предпочтений сложно адекватно воспринимать предложения запретить творчество определенных музыкантов, особенно культовых. Некоторые депутаты Госдумы отметили, что песни Михаила Круга или группы «Сектор Газа» не соответствуют российским духовно- нравственным ценностям. Ситуация вызвала общественный резонанс, ведь цензура — дело непростое.
Даже на исповеди нельзя управлять поведением человека, да, вот он спрашивает у меня о чем-то, больше я с ним рассуждаю, размышляю, ну, а ты сам решай, решаешь сам ты, как тебе поступать. И вот когда человек сам для себя принимает решение, что ему надо выбирать лучшее: вот он попробовал сладкого, ему горького просто не хочется. И тогда это горькое перестает быть актуальным. Это решается не в масштабах государства, а в масштабах конкретного человека.
иерей Борис Ершов, настоятель храма святых Царственных Страстотерпцев в д. Раздолье
Некоторые депутаты тоже высказались против запрещающей инициативы, мотивируя это тем, что в песнях просто отражены особенности конкретного времени. А в том, что тогда процветали бандитизм и разруха, уж точно не вина исполнителей. На фоне дискуссии родилось даже противоположное предложение присвоить музыкальным композициям «Сектора Газа» и Михаила Круга статус культурного достояния.
Интересно, что цензура затрагивает и другой пласт культуры: летом отдельные парламентарии выступили за проверку отечественных фильмов 80-х и 90-х на соответствие традиционным ориентирам. В сети сразу появились заголовки о возможном запрете картин Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2». Позже ситуация прояснилась: речь идет о возможном введении возрастного ограничения.
Регулирование тоже может быть разным. Наверное, в вашей аудитории есть много людей, которые ездят на машинах и знакомы с правилами дорожного движения. Есть в ПДД, правилах дорожного движения, три типа знаков: есть знаки запрещающие, есть знаки предупреждающие, есть знаки информирующие. То же самое касается и контента, произведений — совершенно разных. Это могут быть фильмы, это могут быть песни, это могут быть какие-то литературные произведения, которые нужно просто соответствующим образом маркировать.
Никита Ломагин, историк
К слову, в некотором отношении практика уже успешно реализуется. Онлайн-кинотеатры маркируют сцены курения, «умные колонки» перед воспроизведением песен предупреждают, что конкретные композиции могут оказаться неподходящими для младших членов семьи. Но для философских размышлений вопросов остается много. Если в культовых фильмах или сериалах демонстрируют сигареты, присутствуют нецензурная лексика, откровенные или жестокие сцены, умаляет ли это их ценность и значимость для общества? Может ли культура быть исключительно нравственной? Или ее цель всё же заключается в том, чтобы отразить реальное положение дел? Что в конечном итоге допустимо для демонстрации на большую аудиторию, а что разумно ограничивать?
Что касается мата на экране, я против публичной трансляции матерных песен и матерных фильмов. Всё-таки это вопрос культуры. Что касается сигарет и так далее — если это сюжет, он такой сюжет. А в сюжете кроме сигарет демонстрируются убийства, ложь, насилие, вражда, всевозможные прочие пороки общества. Это такие же пороки, и как раз главное — это те выводы, которые мы делаем из фильма, а не то, что мы видим там. Поэтому отдельно сигареты вырезать, но при этом в фильме, где убито 15 человек, вырезать сцену с сигаретой — ну, это, честно говоря, немножечко неправильно.
Виталий Милонов, депутат Государственной думы Российской Федерации
Остается только добавить, что в большинстве случаев время расставляет всё по своим местам. Отмены и запреты, яркие антиутопические лозунги, жесткие дискуссии и перипетии остаются в журналисткой летописи, а претворяются в жизнь только самые необходимые законотворческие меры.