«Я испытал такое, что не забывается никогда»: единственный выживший в тайге после авиакатастрофы с Ил-18 поделился воспоминаниями в интервью ЛенТВ24
Василию Андриенко на момент крушения самолета было 20 лет. Солдат-срочник возвращался в свою часть на Камчатке из отпуска.
«Я прослужил в Забайкалье полтора года и нас перебросили на камчатку. За высокие показатели и добросовестное отношение к труду меня поощрили 30-дневым отпуском. Купил билет в Красноярске и полетели. Только взлетел самолет, набрал высоту — мы летели на высоте 8 тысяч метров – и что-то непонятное стало твориться. Самолет начал делать какие-то виражи, пассажиров стало вытаскивать из ремней безопасности на потолок. Я один из последних тоже устроился на потолок. Самолет резко провалился».
Самолет Ил-18, один из первых советских турбовинтовых дальнемагистральных лайнеров, выполнял рейс из Москвы в Петропавловск-Камчатский. Ночью в 22:03 самолет вылетел из Красноярска. В 22:38 в небе возникла непредвиденная ситуация и за 15 минут развилась до аварийной. Пилотам удалось сообщить диспетчерам: «Летим, горим, полетели винты».
«Мы вылетели из Красноярска в половину 11 вечера. Это было темно, ночь. Провели в воздухе минут 30-40, не больше. Самолет только набрал высоту, погасли фонари «пристегнуть ремни». И буквально через несколько минут опять загорелись, и началось то, о чем я говорю — самолет начал падать.
Там некогда было что-то сообразить. Я смотрю, что уже люди на потолке. Потом
самолет упал как будто на воздушную подушку и прекратил падение. А мы — кто
куда, повалились друг на друга. И я потом уже пришел в себя только в лесу, в
снегу.
Я пришел в себя и не понял, как это так. Сидел в самолете и вдруг — под сосной лежу. Кругом стоны, крики. Рядом со мной лежала девушка, тоже стонала. Где-то звал на помощь моряк».
Сообщение пилотов авиадиспетчер не смог сразу разобрать. Лишь позже его удалось расшифровать. На высоте 650 метров над местностью перевернутый самолет при скорости 890 км/ч начал разрушаться в воздухе. В 22:43 рухнул на землю и загорелся.
«Мороз, а я в легкой одежде. Наверное, я пришел в себя только потому, что меня достал мороз. Боли я уже не чувствовал — столько переломов было. С одной стороны лежал я, с другой стороны стонал мужчина. Я пытался с ним разговаривать, но бесполезно. А с моряком, который просил о помощи, я три дня был в аэропорту. Была нелетная погода, поэтому мы ждали своего рейса. Вот там я познакомился с этим парнем. Морячок служил в Петропавловске-Камчатском на одном из кораблей. Мы упали недалеко, в метрах 20 от меня он лежал. Мне хотелось бы помочь, но единственное, что у меня было в живых — одна рука. Одна нога была переломана, на другой сустав поврежден, рука сломана, перелом позвоночника, двустороннее воспаление легких, острый нефрит, сотрясение мозга, обморожение конечностей. Но я был в памяти — все видел и все слышал. Меня спасло то, что не было открытых переломов.
Девушка, которая лежала рядом со мной и стонала. Через какое-то время она замолчала. Знаете, это жуткая картина
Катастрофа произошла в тайге в 13 километрах северо-западнее станции Парчум (Чунский район Иркутской области) и в 165 километрах западнее Братска.
«Я раньше курил. Смял эту пачку папирос, разжег костерок, погрелся. Все это лежа. Но я старался двигаться. Пролежал я где-то 13 часов. Всю ночь и до 12 часов дня. Уже потерял всякую надежду. На глазах девушка умерла, перестал разговаривать моряк, не отзывался на мои вопросы. Безысходность. Кругом тишина.
Где-то часов в 11 как гром среди ясного неба — голоса людей. Я стал кричать. Для меня это было что-то. Ко мне подошли двое молодых людей, взяли за ноги, за руки, с переломами этими, и на дорогу вынесли. Потом приехала машина и меня увезли на аэродром, оттуда на вертолете в чунскую больницу. Нас привезли двоих — еще вот этого парня, который стонал. Но он на операционном столе скончался.
Помощь поздновато пришла. Помогали люди, не имеющие к этому отношения, никто команд им не давал. Просто оказались на месте событий. Людей раскидало очень далеко, поэтому эти ребята при большом желании не могли попасть во все точки и помочь.
Я месяц пролежал с травмами в больнице, потому что меня нельзя было никуда вывозить. Сделали операции, приезжали врачи с области. И знаете, я насколько благодарен врачам и жителям поселения. Если бы не они, меня бы не было. Я поехал после госпиталя туда, поблагодарил людей за то, что они для меня сделали».
Главная причина авиакатастрофы под Братском — отказ техники из-за утечки топлива в полете. На борту самолета было 64 взрослых и 11 детей.
«75 пассажиров было. Детей много. Я испытал такое, что не забывается никогда. Хотел бы забыть, но напоминают травмы, которые я получил».
Самолет Ил-18 был разработан конструкторским бюро Ильюшина в середине 50-х годов. Это первый отечественный самолет, на котором была отработана система автоматического захода на посадку. Производство лайнера продолжалось с 1958 по 1970 год.
«Я считал, что Ильюшинский самолет — это самый надежный. И вдруг вот такое. Потом уже ко мне в госпиталь приезжал конструктор Ильюшин и сказал, что самолет загорелся».
После событий под Братском Василий Иванович женился и перебрался в поселок Будогощь Ленинградской области. Проработал в ГАИ замначальником, а в 90-х возглавил отделение милиции Будогощи. После того, как вышел в отставку, стал депутатом поселкового совета. С женой Василий Андриенко прожил уже 53 года.
«Я стараюсь помогать людям. Особенно старикам, чтобы они могли достойно прожить отведенные годы. Сейчас я не могу спокойно смотреть на беды, на горе людей. Зачастую слышу слова некоторых наших депутатов: «Да разберутся сами» и так далее. Я вот так не могу. У меня сразу возникает в памяти, что сделали для меня люди. Благодаря кому я сегодня жив, благодаря кому вырастил своих детей, внуков. Если бы не люди...»