Для ТСЖ, УК и ЖСК введут единую форму отчета перед жителями
Настоящий скандал разразился полгода назад в самом большом доме Европы на Областной, 1 в Кудрово. Долгое время жильцы оплачивали содержание и ремонт помещений по фиксированному тарифу — 34 рубля. При этом расшифровка, на что именно идут деньги, не прилагалась. Потом внезапно всплыла ошибка председателя ТСЖ — оказывается, накопился большой долг. Собственников обязали выплачивать. По словам жильцов, в среднем на каждую квартиру переплата составила около десяти тысяч рублей ежемесячно. В этом же доме накопились и другие проблемы, например, ТСЖ вдруг решило сделать платным въезд на территорию.
Я вежливо сказал, что ключ покупать не буду. Не хочу приобретать. Я считаю, что тот ключ, который у меня есть, от домофона, он должен работать и на шлагбаум. Это логично, что ключ от домофона должен работать и на шлагбаум. На что мне сказали: если не приобретешь ключ, значит будешь парковаться не на территории дома, за забором.
Михаил, житель дома
Еще более печальная ситуация в деревнях Красная Долина и Камышовка. Здесь в домах, которые находятся под бережным управлением скандальной компании «Аниоль», в подвалах — грязь и насекомые, а в подъездах — мусор и стены, которые очень давно не видели ремонта. Местные жители рассказывают, что за общедомовыми помещениями попросту никто не следит, а сама компания не гнушается подделывать многочисленные голосования в свою пользу. Некоторым многоквартирным домам удается вырваться из цепких лап недобросовестных управляющих кампаний, но на это приходится потратить много времени и сил. Общая статистика тоже не радует: по данным Комитета госжилнадзора Ленинградской области, только за 2024 год поступило 210 обращений по вопросам, связанным с действиями ТСЖ. И многие из этих обращений коллективные. Цифры в квитанциях увеличиваются, а вот понять, на что идут деньги, совсем непросто.
В настоящий момент по действующему законодательству данные компании обязаны отчитываться перед жителями путем предоставления им отчета не позднее окончания первого квартала за предыдущий год. Форма данного отчета никоим образом не унифицирована и зачастую управляющие компании выбирают сами вид этого отчета, где не содержится достаточно информации для жителей, для того чтобы вообще оценить работу компании и для того чтобы понять, какие деньги поступали, на что они расходовались, — приходится жителям делать уже дополнительные запросы либо обращаться в суды за истребованием документов, чтобы вообще сделать какую-то оценку работы таких компаний.
Валерия Слончак, юрист
Сложно работать с хаотичными данными и государству. С одной стороны, многочисленные запросы и жалобы от жителей, с другой — отсутствие упорядоченности в государственной информационной системе, куда тысячи ТСЖ, УК и ЖСК загружают свои разношерстные отчеты. Такая ситуация перегружает всю систему и, главное, никак не улучшает качество жизни. Скорее наоборот: непонимание рождает недовольство. Первый шаг к решению проблемы сделали в Госдуме. Там во втором и третьем чтениях приняли закон, который обяжет управляющие компании отчитываться перед жителями и государством по единой форме.
Мы отработали с Минстроем уже практически форму этого отчета, и уже с 1 января 2026 года мы с вами сможем в ГИС ЖКХ увидеть, сколько денег по нашему дому было собрано, сколько потрачено и сколько стоила каждая услуга.
Светлана Разворотнева, депутат Государственной думы
Эксперты полагают, что управляющие компании обяжут сделать свои отчеты информативными для жильцов каждого конкретного дома.
Отчет будет не о предприятии в целом, который показывает дисциплину финансовую, налоговую этого предприятия, но не интересен для жителей многоквартирного дома, потому что он говорит, как живет само по себе юридическое лицо. Людей интересует, как живет их дом, что происходит в их доме, сколько денег собрали с дома и сколько денег именно на их дом потратили.
Владислав Воронков, эксперт в сфере ЖКХ, глава партнёрства «МежРегионРазвитие»
Особое внимание на услуги: сколько и какая стоит и кто ее оказывает. Именно сокрытие этой информации чаще всего открывает простор для махинаций с деньгами жителей многоквартирных домов. Ведь очень просто выделить миллионы, например, на уборку в подъезде, которую в лучшем случае проведут раз в месяц. Такие ситуации известны. Завышение оплаты для получения личной выгоды, отсутствие контроля за исполнением и многие другие нарушения теперь сможет выявить каждый.
Это очень важное законодательное решение. За прошлый и этот год в Государственную думу было 1 162 обращения. Жалобы на работу управляющих компаний, на непрозрачность, на низкое качество оказываемых услуг управляющими компаниями. И что очень важно в принятом решении: у нас наконец-то управляющие компании будут отчитываться по единой форме. Значит будет прозрачность, значит будет диалог. Плесень гибнет на свету. И чем больше света, чем больше прозрачности, тем больше порядка.
Вячеслав Володин, председатель Государственной думы
Как говорят авторы инициативы, ее цель — дать людям простой инструмент контроля над управляющими компаниями. Ведь жители действительно имеют полное право знать, как и на что тратят их деньги. Сфера ЖКХ традиционно считается проблемной для нашей страны. Быть может, привлечение к ответу недобросовестных УК постепенно приведет и к гибели плесени в каждом подвале.
