Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Дефицит таксистов грозит в России с сентября

В России прогнозируют дефицит таксистов. Произойти это может уже менее чем через две недели. О причинах расскажет корреспондент ЛенТВ24 Егор Ильченко.

«Извините, свободных машин сейчас нет». Наверное, каждый хотя бы раз сталкивался с таким сообщением, когда заказывал такси. Да, в час пик, например, возможно всё. Сидишь, ждешь, когда же появится свободный водитель, а как появится, грустишь из-за цены, которую увидел.

Эксперты заявляют: наступит сентябрь, и проблема только усугубится, поскольку грядет серьезный дефицит водителей такси. Их сейчас-то в некоторых российских таксопарках до 30% нехватки. А что будет дальше, если такие пессимистичные прогнозы? С чем они связаны? Причина в том, что с начала сентября работать смогут только те таксисты, которые оформили полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика.

Во-первых, не нравится сама целесообразность этого страхования, потому что агрегатор добровольно страхует, у нас каждый пассажир защищен. Есть страховка ОСАГО, где до 500 тысяч можно получить возмещение. А здесь согласно этому закону по сути все расходы, которые несли раньше диспетчерские службы, службы заказа такси, как сегодня есть формулировка в законе, то теперь такой расход несут перевозчики, то есть та сумма, которую придется заплатить за сам полис такой страховки, будет платиться из кармана водителей либо из карманов таксопарков. Ну, водителей в данном случае я имею в виду самозанятых. Получается, что, во-первых, непонятно, зачем эта страховка также на фоне снижения аварийности: мы запросили статистику у ГИБДД, аварийность в такси уменьшается с каждым годом.

Ирина Зарипова, председатель Общественного совета по развитию такси

Работники отрасли добавляют: и без этого требования забот хватает. Взять те же сложности с необходимыми бумагами. Тут тебе и индивидуальные требования как к таксистам, так и к их автомобилям в каждом отдельном регионе вплоть до покраски машины.

Союз пользователей цифровых платформ «Цифровой мир» заявил, что в такси сейчас работают 2,5 миллиона человек, из них полтора миллиона — самозанятые, и из них разрешение есть лишь у 21 тысячи. Что касается тех, кто работает в таксопарках, то разрешения имеются у 600 тысяч человек. Получается, что с начала сентября 75% от более чем двухмиллионного такси-сообщества могут не выйти на работу. Потенциальные пассажиры, услышав о таком, тут же заявят: опять, мол, поднимут цены на такси. И будут не совсем правы.

Таксисты не повышали цену уже порядка пяти лет, то есть начиная со времен пандемии, несколько лет пандемии, потом после пандемии, потом СВО, и только в этом году, в конце прошлого года − начале этого, таксисты начали поднимать цену. Но они поднимают, просто компенсируя то, что они все предыдущие годы работали по старым ценам. Инфляция у нас ежегодная, бензин растет, запчасти растут, стоимость автомобилей растет. Если раньше мы автомобиль покупали, грубо говоря, за миллион рублей, то теперь он стоит два-три миллиона. А все же хотят клиенты ехать в хорошей машине, не разваливающейся. Стоимость запчастей растет, а стоимость ОСАГО на такси стоит порядка 70-80 тысяч рублей. Если вы на обычную, на свою личную машину покупаете за 6-8 тысяч, то на такси она стоит 70-80. И так далее.

Андрей Белов, генеральный директор ассоциации «Пассажирских перевозчиков Ленинградской области»

Что же получается, такси может снова превратиться в роскошь, как это было в том же Советском Союзе? Эксперты отвечают: да, количество заказов действительно может поубавиться. Другое дело — частный извоз и голосование на дорогах: это может вернуться, если таксистов станет меньше. А что делать, ездить-то надо.

В свою очередь некоторые эксперты заявляют: а зачем так усложнять жизнь работникам такси? Взять хотя бы получение путевого листа с отметками о ежедневном медицинском и техническом осмотрах. Ни для кого не секрет, что есть водители, которые осмотр прошли, но уже во время смены принимают некие стимулирующие средства, дабы подольше не уставать. Словом, бюрократия, порой доводящая до трагедий. А ведь есть и другие способы проверки качества работы таксиста.

Прежде всего базовое, конечно, это сокращение вот этой бюрократической нагрузки, перевод многих документов в цифровой формат, установка приложений, которые, например, на основе искусственного интеллекта могут анализировать состояние водителя в текущий момент. Опять же на западе это уже применяется, то есть водитель, например, каждые три часа должен делать селфи или снимать видео, которое анализирует его состояние. Во-первых, мы здесь двух зайцев убиваем: мы видим, тот ли человек находится за рулем, который непосредственно должен быть на линии, во-вторых, мы видим его состояние: усталость, признаки опьянения и так далее.

Максим Багаев, автоэксперт

Тем временем общественники уже обратились к премьер-министру России Михаилу Мишустину и попросили передвинуть с сентября на более поздний срок требование к таксистам оформить полис обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. Услышат ли данную просьбу, узнаем совсем скоро. Продолжая заказывать такси, даже если очень дорого.

Теги: такси таксисты
Лента новостей
Все новости