Ещё на 30% дороже: почему цены на такси растут так стремительно?
Заходишь в приложение такси и всё чаще напрягаешься: сколько будет стоить поездка на этот раз? Затем видишь цену, обреченно мотаешь головой и, если уж без такси никак не обойтись, заказываешь поездку. Словом, не просто средство передвижения, а чуть ли не роскошь. Именно так и рассуждает всё больше россиян, что вполне резонно. Аналитики разводят руками: еще в апреле стоимость поездок на такси в России за год увеличилась на 22%. А средний чек по всем регионам в первом квартале этого года вырос до 460 рублей по сравнению с аналогичным периодом 2024-го. А на дворе уже почти осень, и такси всё дороже. И будет дорожать аж на 30% в следующем году. И всё, в булочную на такси не поездишь. Слишком много автомобильных пазлов сошлись воедино и разом.
Это абсолютно реальные прогнозы. Цены подскочат не в 26-м году, а уже ориентировочно к новому году, это совершенно реальные прогнозы. Всё по совокупности факторов складывается: подорожание топлива, закон о локализации такси, который был подписан примерно пять месяцев назад, согласно которому такси должны перейти на автомобили отечественного производства. А списка этих машин пока нет, поэтому мы не знаем, на каких машинах мы должны будем работать. Это приводит к нестабильности бизнеса. Плюс постановление о том, что мигранты не могут работать в такси. Плюс некоторые другие постановления. Всё это в совокупности приводит к оттоку водителей из бизнеса такси, а также к закрытию предприятий.
Андрей Белов, представитель Общественного Совета по развитию такси в СЗФО
И вот тут возникает неожиданный вопрос: а может, не так уж и плохо, что происходят вышеупомянутые изменения? В том числе и в плане повышения профессионализма среди водителей такси, среди которых по стране немало иностранцев. Город, например, они знают плохо, и часто доходит до того, что такой водитель чуть ли не на пальцах просит клиента показать, как ему вообще ехать. Им, к слову, с 1 августа уже запретили работать в Петербурге. Пока до конца 2025 года, но пока по сути не ясно, вернутся ли к их услугам с 1 января 2026-го.
Да, сложился определенный стереотип, что таксист-иностранец зачастую работает спустя рукава, ленится, сидит в телефоне, хамит, но эксперты заявляют: хамов и разгильдяев среди иностранных таксистов столько же, сколько среди российских коллег. Просто зачастую подход к работе разный, но здесь обычно дело в возрасте: молодые таксисты ленятся и ведут себя неподобающе чаще тех, кто вышел на смену не просто для того, чтобы покататься, а чтобы в том числе окупилась арендованная машина. Но вернемся к иностранцам, без которых, как утверждают власти города на Неве, коллапса в сфере экономики Северной столицы уж точно не произойдет, поскольку трудились за рулем машины с «шашечками» чуть более трех тысяч приезжих. Вот только за август цены на поездки в городе взяли да и подскочили на 12%. И это еще без перехода на отечественные авто. Может, всё же погорячились с реформами?
Я не считаю, что мы так быстро готовы перейти к использованию в такси автомобилей отечественного производства. Не всё с ними еще в порядке для того, чтобы только ими пользоваться. И тогда финансовая нагрузка на таксопарки бы не легла, как и на водителя, а потом и на пассажира. Мне кажется, что при нехватке рабочих рук несколько лояльнее нужно относиться к рабочим мигрантам, если они добросовестно выполняют свою работу. Но при этом я бы всё-таки настаивал на получении российских прав как эталона знания русского языка. Что тождественно знанию языка и знанию правил дорожного движения и знаний города. То есть я бы сделал экзамены для того, чтобы стать таксистом. Это было бы нормально.
Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза
Кстати, там, где непозволительно дорого, там появляются те, кто предлагает подешевле. Проще говоря, есть вероятность того, что голосовать на дорогах вновь станет нормой. Сторговались с остановившимся водителем, скажем, не на полторы тысячи рублей (как предлагает агрегатор), а на тысячу. И всё, поехали. Правда, возвращаясь к безопасности, вероятность встретиться с нехорошей личностью за рулем возрастает в разы. И никто не отследит твой маршрут в случае чего. Так что путь к безопасной и комфортной езде, да еще и за приемлемые деньги получается довольно тернистым. По крайней мере, пока. И усложняет этот путь, по словам экспертов, фактическая монополия одного из агрегаторов. Уж больно сильный финансовый аппетит у него.
Цены на поездки будут устраивать тогда, если агрегатор откажется от своих бешеных процентов, большой комиссии. Потому что нормальная комиссия — это 10%, но не 35. Получается, что цены дорожают, да еще и прибавляют комиссию. Такого не должно быть. Во всех нормальных отраслях агрегатор никогда не берет больше десятины.
Андрей Попков, заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта
И еще вопрос: если такси всё же переведут на отечественные марки авто, то что же будет приезжать, если закажешь, например, комфорт плюс? Не «Аурус», конечно, но всё же интересно… При всем уважении к отечественному автопрому, конечно. Пускай и с китайскими запчастями. Всё-таки главное — это комфорт для пассажира и своевременное исполнение заказа. По приемлемой цене. Но, как отмечают эксперты, такси во всем мире — это в принципе дорого. И ничего удивительного в этом якобы нет. Осталось разучиться удивляться, получается? Вопрос пока остается открытым. В то время как спрос на такси не падает. И агрегатор об этом прекрасно знает.
