Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Чёрная пятница: уловки маркетологов под видом скидок

Психологию покупателей давно изучили. Маркетологи знают, как воздействовать на разные типы людей, чтобы заставить их покупать больше и из года в год приносить компаниям многомиллионную прибыль.

Сегодня , 11 ноября, отмечается Всемирный день шопинга. Все началось в Китае в 2009 году. Крупнейшая интернет-площадка Alibaba запустила распродажу — цены были снижены более, чем вдвое. Затем к китайцам присоединились и другие магазины по всему миру.

Существует еще один похожий день — "Черная пятница". Она родом из Америки и проходит в четвертую пятницу ноября. Суть та же — покупатели могут купить товары с большими скидками.

Теперь каждый год миллионы покупателей ждут заветной даты и наполняют корзины нужными товарами. Но не является ли щедрость интернет-продавцов — уловкой? И можно ли действительно сэкономить на распродажах? О том, как работает "Черная пятница" и другие дни распродаж, ЛенТВ24 рассказал руководитель маркетингового агентства Михаил Налётов.

Фото: freepik - ru.freepik.com

Скидки — обман или выгода?

Важно понимать, что любое действие продавца направлено на извлечение прибыли. Это коммерческая организация, у который первоочередная задача — извлекать максимальную прибыль. Он никогда ничего не будет делать для того, чтобы покупателю было хорошо. То, что покупатель получает скидку или хороший сервис — это результат того, что без этого продавец не сможет получить прибыль.

В США "Черная пятница" направлена на то, чтобы освободить склады и полки от старых товаров и техники. Им на смену выходит следующее поколение и продавать новые товары будет выгоднее, именно поэтому продавцы делают большие скидки.

По словам эксперта, в России продавцы еще не решаются, морально или по экономическим причинам, освободить склад подчистую. Они делают скидки для того, чтобы привлечь максимум покупателей, а потом продать какие-то сопутствующие товары. То есть делается реальная скидка на один товар, который привлекает толпу народу, а потом они сметают остальное по инерции.

Есть площадки, которые действительно делают реальные скидки до 70-80%. Это можно заметить на онлайн-сервисах, например, PlayStation, Steam — все, что связано с играми, программным обеспечением. Продают то, что уже плохо продается — модели двух-трехлетней давности.

Некоторые продавцы используют следующий метод: под "черную пятницу" закупают товар, который не был в продаже до этого. Партию закупают условно по 100 рублей, ставят цену 500 рублей, а цена, которая была до — 1500 рублей. Но такой метод применяется и в другие дни.

Фото: pereslavtseva - ru.freepik.com

Психология покупателей: нас заставляют покупать больше?

В службе маркетинга крупной площадки, например, Alibaba, AliExpress или тот же Wildberries, будут работать не десятки человек, а уже сотни. Потрет покупателя будет разделен не просто на мужчина/женщина, а на 100-200 разных типов. Например, конкретная женщина, с конкретным возрастом, доходом, ее цели, потребности, трудности, поведение, психотип, а также те пункты, по которым на нее можно максимально воздействовать. Сам сайт будет подстраиваться под ее потребности и выдавать ту рекламу, которая соответствует запросам.

В дни распродаж будет повышена импульсивность покупателей, потому что действует фактор времени. Есть такой маркетинговый прием: чтобы снизить количество оценочных суждений покупателя — грубо говоря, чтобы выключился его мозг — нужно ограничить время на принятие решения. Поэтому продавцы зачастую говорят, что этот товар есть только сейчас и он скоро кончится.

Второй фактор — дефицит. Например: у нас есть только 10 PlayStation по такой цене. Сейчас за ними будет очередь, их все раскупят. У человека, естественно, адекватность теряется.

Фото: wavebreakmedia_micro - ru.freepik.com

Телефон прослушивают, чтобы предлагать соответствующую рекламу?

Интернет становится все более персонализированным. Все чаще происходят ситуации, когда люди говорят: "Я думал о покупке мотоцикла, но никогда не искал этого в интернете, не вводил запрос и не заходил на такие сайты. Но мне показывают рекламу мотоцикла. Как они догадались? Они прослушивают мой телефон, читают мысли?".

На самом деле это работает по-другому. Существуют нейросети, которые анализируют одного определенного человека, который, например, купил мотоцикл. Эту покупку начинают тиражировать на всех остальных людей, которые попадают под этот тип — то есть, ведут себя в сети похожим образом.

"Отпечаток" совершенных покупок и запросов останется в интернете надолго. Есть вычисленная модель, в течение какого времени в среднем вы купите тот же PlayStation. Согласно этой модели алгоритм знает, через какое время вам начать предлагать уже игры для него. Потом выясняется, что пользователи PlayStation в 30% случаев покупают новый диван или телевизор. И начинается следующий круг рекламы для вас. И так до бесконечности.

Фото: rawpixel.com - ru.freepik.com

Теги:
Лента новостей
Все новости