Общественники предлагают запретить продажу крепкого алкоголя в продовольственных магазинах
Что крепче 15 градусов - убрать с витрин магазинов. Новая инициатива от движения «Трезвая Россия». Общественники предлагают продавать крепкий алкоголь только в специализированных торговых точках, ссылаются на европейский опыт.
Поможет ли это борьбе с пьянством и почему ряд производителей спиртного и владельцы алкогольных магазинов готовы поддержать "трезвенников" - об этом в сюжете Валерия Фенева.
Подоспела новая инициатива от общественного движения "Трезвая Россия" запретить продажу крепких алкогольных напитков в продовольственных магазинах. Сейчас для винно-водочных изделий и так по закону отводят отдельные от основного ассортимента витрины.
В идеале нужно говорить о том, что алкоголь должен продаваться в государственный специализированных магазинах, как это сделано в Канаде и опять в Финляндии. И в идеале, с вынесением за пределы населенных пунктов. Это нормальная стратегия, к которой мы должны двигаться пошагово.
Султан Хамзаев, руководитель Федерального проекта Трезвая Россия, член Общественного совета РФ
"Трезвая Россия" во главе с ее лидером Султаном Хамзаевым не хотят видеть в магазинах и супермаркетах напитки крепостью выше 15 градусов. На прилавках останется пиво и вино. Кто-то в этом увидел лоббирование интересов производителей слабого алкоголя. Действительно, что за половинчатое предложение. Если запрещать, то все. Тут вступят в диспут защитники прав человека - "опять ограничиваете".
По поводу влияния или не влияния нужно делать социальные рекламы в дневные часы и так далее. В тик-токе закладывать, что пить это плохо. И показывать умерших людей таланливых, которые умерли от алкоголя. А вот эти запреты – мы все это знаем. Это все фигня – еще мягко сказано.
Олег Гаркуша, фронтмен группы "АукцЫон"
И прежде ограничивали - временные рамки для продажи алкоголя. Привыкли.
Жители районов около метро "Улица Дыбенко", у кого по утрам "трубы горят", бегают через дорогу в Ленинградскую область - там алкоголь начинают продавать на 2 часа раньше.
Право выпить никто не отнимает даже в самом мусульманском регионе России. В Чечне алкоголь продается с 8 до 10 утра, правда, не везде. Продовольственным сетям предоставлено право самостоятельно решать, выставлять ли на продажу спиртное. Сами понимаете, какое решение принимают владельцы, руководствуясь республиканской программой по воспитанию трезвого поколения.
Инициатива не представляет ничего нового. Соседи скандинавы по таким правилам живут не одно десятилетие. В Швеции в продовольственных магазинах не купить ничего крепче 3,5 градусов. Мало? Вперед в специальные магазины. Там алкоголь на любой вкус. Только работают шведские алкомаркеты до 6 вечера, в выходные и праздники вообще все под замком.
Их достаточно много. В каждом маленьком городке. Из минусов- часы работы. Они достаточно сокращенные… Когда-то это было сделано для предотвращения алкоголизма. И в принципе, это неплохая система- кто успел – тот купил. С другой стороны, это удобно.
Александра Сердюк-Поцене, жительница Швеции
Скажете, у нас все не так. Как выстроятся очереди в специализированные магазины. Кто-то уже нарисовал себе картину из советского сухого прошлого. С одной стороны, вы представляете, что будет происходить на селе, где сейчас одно сельпо с ассортиментом от трусов до элитного алкоголя? Деревенским что делать? Ждать открытия алкомаркета наивно.
Есть люди пьющие, выпивающие, а есть больные алкоголизмом, которые найдут всегда. Ночью найдут, несмотря на то, что нельзя торговать, утром найдут.
Олег Гаркуша, фронтмен группы "АукцЫон"
В городах я бы не стал рисовать такие мрачные картины из советского прошлого. Сегодня алкомаркеты едва ли не сидят друг на друге. Соседство не мешает им зарабатывать. Если крепкий алкоголь уберут из магазинов, боюсь, кто-то довольно будет потирать руки.
Алкомаркеты, в принципе, - это реакция розничного рынка на те перемены, связанные с продажей алкоголя в ночное время. И, соответственно, они стараются сделать все ближе к потребителю. По большому счету, вот этот тренд если только немного усилится.
Анастасия Птуха, руководитель маркетинговой компании, член Совета Гильдии маркетологов
В сухом остатке, от инициативы "Трезвой России" осталось немногое. Даже подозрений больше, что будут пролоббированы интересы и производителей легкого алкоголя, и сетевых алкомаркетов. Видимо, поэтому в Госдуме к предложению отнеслись осторожно. Продажа алкоголя приносит продовольственным магазинам до пятой части доходов. А на дворе пока кризис и последствия пандемии. Так что пока все останутся при своих.