22 ноября 1941 года по льду Ладожского озера прошла первая полуторка
Дорога жизни — это не имеющий аналогов в мире научно-инженерный проект. За всё действие ледовой трассы было построено больше 100 дорог. И шли они не только в Кобону от Коккорево, а съезды были по всему побережью.
Правила движения по ледовой трассе рассчитывали не автоинспекторы, а физики. Наш Ленинградский физтех занимался тем, чтобы определить ту самую скорость, с которой будет минимальное количество потерь.
Дана рекомендация не ездить со скоростью 35 километров: или быстрее, или медленнее. Было запрещено ездить с закрытыми дверцами — надо было ездить с открытой дверцей, стоя на подножке автомобиля. Впоследствии было принято решение и вовсе снять эти двери и повесить брезент. В первую блокадную зиму морозы доходили до -50 градусов.
Полуторка — очень небольшой автомобиль, и в кузов помещалось от 10 до 12 человек. Дополнительно для перевозки детей из Москвы было прислано 40 больших автобусов. К сожалению, всех детей спасти не удалось. 10 автобусов лежат на дне Ладожского озера вместе со своими крошечными пассажирами. Ни один из водителей этих 10 автобусов даже не предпринял попытки спасти свою собственную жизнь. Каждый из них принял для себя это страшное решение — не оставлять детей одних в последнюю секунду жизни.
Противовоздушная оборона Дороги жизни осуществлялась мелкокалиберными орудиями, потому что большие орудия от отдачи проваливались под лед. Самыми массовыми были пулеметы ДШК и счетверенные установки Максима.
В этой витрине находятся жизненные артерии Ленинграда, которые были проложены в 42-м году. Уникальный проект — это электрокабель, который был проложен по дну Ладожского озера от восстановленной Веховской ГРЭС. Одним из инициаторов этого проекта была первая в мире женщина-тяжелый водолаз Нина Васильевна Соколова.
Некогда было ждать, когда придут материалы с большой земли, так как каждый день — это чья то жизнь. И нашли этот материал на Монетном дворе. Это была бумага, из которой делали денежные купюры с водяными знаками. Бумага была очень прочная, и кабель получился практически вечный. Он отработал до 2019 года под Невским проспектом.
Ленинград задыхался без жидкого топлива, поэтому летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен первый в мире бензопровод. Для немцев это осталось загадкой: они не поняли, откуда русские взяли такое количество топлива, что заработали предприятия и весь автомобильный транспорт, и предположили, что русские в Ленинграде нашли месторождение нефти.
В 1942 году была очень теплая осень. Ледовую трассу не открывали, озеро сильно штормило. Надо было спасать город, и был разработан уникальный инженерный проект железной дороги на сваях через Ладожское озеро. На дно Ладожского озера, на глубину 11 метров, забивались сваи вручную при помощи тяжелого отвеса. Построили 15 километров дороги.
18 января сухопутная блокада была прорвана, и было принято решение построить железную дорогу по берегу Ладожского озера. Эту дорогу ленинградцы назвали Дорогой Победы. 7 февраля на Финляндский вокзал пришел первый поезд.
Лариса Коповая, младший научный сотрудник музея «Дорога жизни»