12 лет учиться в школе предложили члены Общественной палаты России
Меньше учиться, раньше жениться — еще пару лет назад в Общественной палате предлагали сократить срок обучения до 10 лет. Один из членов совещательного органа пояснил: сегодня на школу и высшее образование уходит 17 лет, а если прибавить к ним трехлетний период послевузовской адаптации, то молодые люди задумываются о создании семьи и рождении детей только к 27 годам. По его мнению, лишний год в школе ухудшает демографическую ситуацию в России. Сегодня же наоборот хотят сделать акцент на качестве образования. Заместитель секретаря Общественной палаты предложил ввести 12-летнюю школьную программу «как почти во всех развитых странах мира».
11 лет в школе — это много, и это показывает опыт наших уважаемых выпускников, которые, пройдя 11 лет обучения, после того как попадают на 1 курс, повторяют школьную программу по общеобразовательным дисциплинам, будь то математика, будь то история. Я бы наоборот что сделал, я бы совместил часть предметов специалитета и третьей ступени образования школьного. Тем самым дав возможность уменьшить путь от ребенка-школьника до специалиста с высшим образованием.
Константин Тхостов, директор ГБОУ Лицей № 369, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского Педагогического Собрания
Равнение на запад — не единственная предпосылка к школьной реформе. В Общественной палате также отметили, что такой подход к образованию диктуют реалии времени. Школьная программа с каждым годом становится сложнее, предметов больше, а обучение всё так же 11 лет. В связи с этим автор инициативы предлагает идти в первый класс уже в шесть лет, чтобы времени хватило на всё.
Ребенок в этом возрасте просто может быть очень неспособным держать долгое время фокус, неспособным долгое время держать тело, ему нужно отдыхать в течение дня несколько раз, то есть ребенок может прийти в школу, он хочет учиться в 6 лет, у него есть навыки письма, чтения, но при этом та нагрузка, с которой он столкнется, для него будет непосильна, потому что он физически не выдерживает такого количества, вообще энергии он отдавать столько не сможет, то есть у него даже мышц столько нет, чтобы эту энергию вырабатывать.
Наталья Безгина, психолог
Вопрос и в том, на каком этапе обучения есть необходимость задержаться: возможности лишний год потратить на подготовку к ЕГЭ, скорее всего, старшеклассники только обрадуются. А вот школьникам помладше и так непросто. Но не стоит ли за дополнительным годом обучения и возможное введение ряда новых предметов?
Если бы кто-нибудь сказал следующее: мы добавляем год, образование будет 12-летним, но при этом мы делаем акцент и всё делаем еще, параллельно реформу концентрируем вокруг того, что в школе начинают более глубокие методы использования, которые требуют времени. Вот проектно-исследовательская деятельность сейчас в 10 классе в большинстве случаев очень на формальном уровне сделана. Потому что не хватает времени. Групповые работы, проектная деятельность, исследования — всё это требует времени.
Анастасия Белолуцкая, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых МГПУ
Обращаясь к опыту прошлых лет, тенденции к тому, чтобы продлить школьное обучение, прослеживаются еще с советских времен. Перейти с 10-летней системы образования на 11-летнюю пробовали в 50-е. Окончательно к полному среднему образованию из 11 классов перешли в 87-м. Однако тогда причины реформы были совсем другие. Как минимум послевоенное время требовало восстановления определенных знаний.
То, что русскому хорошо, немцу — смерть. Вот это, наверное, будет подходящее сравнение, у нас есть свой уникальный опыт. Всё было предопределено определенным временем. Если 12-летнее образование в советский период был обосновано тем, что в было сложное время послевоенное и необходимо было восстанавливать определенные знания для детей, многие нуждались в каком-то особом повышенном внимании со стороны государства, то в конечном итоге это образование вышло в десятилетку.
Константин Тхостов, директор ГБОУ Лицей № 369, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения Всероссийского Педагогического Собрания
Идею введения 12-летнего обучения Минпросвещения России не оставило без внимания. В госоргане отметили, что любая новая инициатива должна проходить тщательное обсуждение и экспертизу, учитывать мнение профессионального сообщества, родителей и самих учащихся.
