Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Жертвы маркетплейсов. Новый вид зависимости

0:00/ 0:00
В ЭФИРЕКачество480p  АудиоСубтитры
Маркетплейсы стали новым видом зависимости. Импульсивные и необдуманные покупки легко совершать на просторах интернета, к тому же и оплачивать заказы можно не сразу. Что стало причинами появления жертв онлайн-шопинга, разбиралась корреспондент ЛенТВ24 Вероника Ерзянкина.

Тик-ток, рилсы и шортсы теперь не единственные способы интернет-зомбирования. Маркетплейсы — новый вид нехимической зависимости. Онлайн-шопинг поглотил людей своей доступностью, а на просторах интернета продают абсолютно всё: от стирального порошка до автомобилей. Люди бездумно скупают даже то, что им вовсе не нужно. В сети вирусятся видео с необъятными количествами заказанных товаров.

Я не знаю, зачем я столько заказала, куда столько всего мне девать. Это очень хорошие коврики, но мне не надо столько. Количество таблеток просто зашкаливает, пятновыводители... я правда не знаю, что мне с этим со всем делать.

От таких объемов негодуют и сотрудники пунктов выдачи. Произвести возврат 79 товаров из 80 заказанных пришлось работникам маркетплейса в одном из регионов страны. А кто-то и вовсе решил посмеяться, заказав несколько тонн гирь в интернете.

Кто-то купил небольшое количество 20-килограммовых гирь. Заказал их в пункт выдачи. Представляю, как рад был тот, кто их привез.

Пугают не только в объемы, но и сами товары. Нередко в сети можно встретить обзоры на самые необычные заказы из интернет-магазинов. Мы решили спросить у любителей онлайн-шопинга, какие самые странные покупки они совершали на маркетплейсах.

Странная... ну да, наверное, есть, это ко Дню всех влюбленных как раз была.

Шарики для похудания, которые в пупок вставляются, ну, они так и не пришли.

Ну, у меня не много, 68 тысяч. Заказываю из-за границы всякие товары. Ну, допустим косметика уходовая — тоже много что ушло, поэтому заказываю там.

Скидки, акции, бонусные системы есть и в оффлайне. А вот принципы продаж и таргетированная реклама — действенные инструменты современных маркетологов. Продавец давит на болевые точки покупателя посредством красивой картинки и кучи сопутствующих товаров.

То есть если вы купили, допустим, купальник, вам на следующий день будут предлагать подборку товаров, например, солнцезащитный крем, зонт, какой-нибудь шезлонг и так далее. Вот так вот работает эта система по принципу воронки, она нас всё время как бы засасывает, но учитывает уже при этом наши индивидуальные потребности.

Юлиана Плискина, предприниматель

Компульсивный шопинг связан как с личностными, так и социальными дефицитами. Мода на онлайн-заказы набрала наибольшую популярность во времена карантина и самоизоляции. В моменты неопределенности или стресса покупки могут создавать иллюзию контроля ситуации. Но это далеко не единственные причины шопоголизма.

Шопинг кратковременно вызывает всплеск дофамина, гормона удовольствия, да. И покупка дает ощущение новизны, маленькой победы, даже если вещь на самом деле не нужна. Также онлайн-шопинг может быть таким способом прокрастинации, да, когда мы можем убедить себя в том, что нам важно выбрать, например, новый чайник, а не разбираться с отчетами, да, потому что выбрать чайник проще.

Надежда Османова, психолог

Сегодня в эпоху онлайн уровень шопинга набирает обороты. Согласно статистике в социальных сетях, за 2024 год объем интернет торговли вырос на 41%. Частые покупки позволяют отвлечься от повседневной рутины, да и сделать это можно всего в два клика. Торговые центры и магазины стремительно теряют популярность, а зависимость от маркетплейсов бьет по кошельку, и век цифровизации к этому тоже причастен.

Теги: маркетплейс шоппинг