Власти хотят ввести пятилетние планы для тарифов ЖКХ
Как видишь порой в почтовом ящике очередную квитанцию об оплате жилищно-коммунальных услуг, так сердце замирает. Что в ней на этот раз? Даже летом, когда батареи холодные, некоторые россияне получают такие суммы, что за голову хватаешься. А тут еще регулярные повышения тарифов. В начале июня они и вовсе подскочили в среднем на 10% по стране.
В связи с этим в Госдуме предложили разработать долгосрочную тарифную политику, и цены на водоснабжение, водоотведение, электричество, газ, вывоз мусора и отопление будут пересматриваться не чаще чем раз в пять лет, учитывая ежегодную индексацию.
К сожалению, ту самую индексацию на своих зарплатах, скажем честно, ощущают пока не все, но все-таки пятилетка для тарифов, по словам экспертов, актуальна.
Это позволило бы на самом деле расценивать возможности инвесторов при привлечении инвестиций в модернизацию, реконструкцию систем тепло-, водо-, электроснабжения и газоснабжения. Ведь не секрет, что достаточно большой износ коммунальной инфраструктуры на сегодняшний день в России затрагивает безопасность, затрагивает бесперебойность поставки. Высокий износ, потому что ремонты последний раз, наверное, делались еще в советские времена, крупномасштабные плановые ремонты. Коммунальная инфраструктура пришла в высокий износ. Порой ненадежно, с заплатками либо частями менять те или иные трубопроводы, либо ремонтировать котельные, которые уже выработали свой срок — это просто неприемлемо.
Владислав Воронков, региональный координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя»
Федеральная антимонопольная служба два года назад уже разрабатывала законопроект о долгосрочном тарифном планировании, но в Минэкономразвития тогда ответили, что имеется правовая неопределенность, а вопросы регулирования тарифов не приняты во внимание.
Сейчас проект согласовали со всеми федеральными органами исполнительной власти, и антимонопольная служба в ожидании, что законопроект внесут в правительство России.
И всё же, по мнению экспертов, некоторые проблемы инициатива не решает, причем, по их словам, речь идет о проблемах фундаментальных.
Минус — проблема тарифов, не покрывающих необходимые издержки, инвестиционные издержки, для того чтобы обновить инфраструктуру. Она никуда не девается, она остается. Чтобы ее ликвидировать, нужно не тарифы в соответствии с инфляцией закладывать вперед — мы тем самым только стабилизируем проблему, а не решаем. Либо тарифы надо увеличивать, либо надо увеличивать бюджетное финансирование, причем резко. Либо то, либо другое. И рано или поздно ситуация обострится, и либо то решение, либо другое решение, либо какая-то пропорция будет сделано скорее всего, потому что иначе всё наше жилищно-коммунальное хозяйство во многой степени еще советское осталось, оно изношено.
Максим Козырев, экономист
Вернемся к тем квитанциям, которые иногда повергают в шок. Здесь юристы настоятельно рекомендуют не молчать, а восстанавливать справедливость, опираясь на закон: к сожалению, не все управляющие компании можно назвать добросовестными. Стерпел, заплатил сверх нормы и в ущерб своему кошельку, тебя, как говорится, запомнили, а дальше как со школьными вымогателями: отдал деньги один раз, к тебе обязательно придут и во второй.
Если вы получили квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг, содержащую в себе услуги, которые фактически вам не оказывались и не оказываются на текущий момент, либо же предъявленные вам к оплате суммы потребленных услуг фактически не соответствуют реальным, либо же рассчитаны по завышенному тарифу, не соответствующему действующему на текущий момент в вашем регионе России, в таком случае вы можете действовать двумя способами. Первый — это обращение в органы прокуратуры с жалобой на ненадлежащее исполнение законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства управляющей компанией, ЖЭК или иной обслуживающей организацией, которая относится к вашему дому. Либо же вы можете обратиться с иском в мировой суд или в федеральный суд общей юрисдикции по месту нахождения данного жилого помещения. Однако стоит уточнить, что обязателен досудебный порядок в виде направления претензии с требованием исключить из счета услуги, которые вам не были оказаны, либо произвести перерасчет на фактически потребленные объемы и по действующим на текущий момент тарифам для того, чтобы в дальнейшем, в случае отказа удовлетворения данной претензии либо неполучения ответа на нее от организации, вы могли бы обратиться в суд, и ваш иск был бы удовлетворен.
Дмитрий Калиниченко, адвокат
Ориентировочно разработать законопроект должны к 1 марта 2025 года. Очень хочется надеяться, что если не к тому времени, то в обозримом будущем фраза «плачу и плачу» касаемо квитанций за ЖКХ уйдет в небытие. Или хотя бы на ближайшие пять лет. Предсказуемость всё-таки не всегда, но успокаивает.