Владимир Красильников собрал уникальную коллекцию кирпичей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Выдался хороший осенний день и Владимир Красильников отправляется на велосипеде с рюкзаком в мини-экспедицию. На этот раз его цель — исследовать территорию у железнодорожной станции Поповка. Там недавно разобрали старые бараки, а построены они были из перебранных в свое время кирпичей 19 века. Пока весь строительный мусор не отправили на свалку, есть шанс найти что-то интересное для музейной коллекции.
Удачно зашел. Три хорошего качества кирпича. Александровский сталелитейный завод, завод Федорова и завод Федорова совместный с Еруковым. Очень даже, и, кстати, очень качественное клеймо.
Владимир Красильников, создатель Музея кирпича
Кирпичи Владимир Красильников собирает более 20 лет. Сегодня в залах его музея полторы тысячи экземпляров от начала века 18 (еще сделанных не по стандарту) до современных заводских. Главная информация скрывается в клеймах. Они как паспорта кирпичей. Клеймить главный строительный материал начали при императоре Николае Первом. В форме кирпича была табличка с названием заводчика, которая отпечатывалась при формовке. Было понято, кто несет ответственность за качество.
Был такой ящик. В него набивалась глина и вытряхалась. После этого кирпичи 2−3 недели сохли на полянке, а после этого из пихали в печь для обжига.
Владимир Красильников, создатель Музея кирпича
На не успевшие еще затвердеть кирпичи часто свои «клейма» ставили домашние, а иногда и дикие животные. Так что некоторые кирпичи хранят информацию о фауне региона, в котором их сделали.
И вот на них наступило какое-то животное, кошечка, а вот здесь собачка или, может, волчара какой-нибудь мелкий.
Владимир Красильников, создатель Музея кирпича
На сезонные работы с мая по октябрь на кирпичные заводы стекались крестьяне со всех волостей. Народ был простой, малограмотный. Иногда рабочий букв даже не знал, поэтому, бывает, что поставленные клейма имеют причудливый вид.
Вот, сравним два кирпича. МЗ, ЕМ, Мартышкинский завод. Приходили делать люди делать не особо грамотные. Им давали буковки, которые нужно было приклепать на дно ящика. Одни приклепал правильно, а другой перепутал. И заводы получились разные. Или может быть так приклепал. W. Скорей всего, вот так.
Владимир Красильников, создатель Музея кирпича
Если мастер умел писать, напротив, специально оставлял свое имя на изделии рядом с заводским клеймом. Этот кирпич сделал формовщик по фамилии Волков. Имя его осталось в веках.
— Почему помимо клейма завода еще стоят номера и всегда разные?
— Это, как бы сейчас сказали, рабочий номер порядовщика, номер человека, который сделал кирпич.
— Типа «Упаковщица номер».
— Были случаи, когда номеров не было, и люди ушлые кирпичи друг у друга перекладывали.
Порядовщик делал по 1 200 кирпичей в день. Затем предавал их так называемым обжигалам, которые отправляли кирпичи в печь. При обжиге часть кирпичей теряли форму. Брак выбрасывали или использовали при отсыпке берега реки. Спустя столетия Владимир отыскал такие кирпичи. Они имеют сюрреалистичный вид.
Вот видите, просто была нарушена технология при обжиге, и они где-то слиплись между собой, где-то потек кирпич, и он такую причудливую форму принял. Особенно интересен этот, видите, какую причудливую форму принял.
В коллекции Владимира Красильникова кирпичи, найденные исключительно в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. И каждый новый принесенный и изученный дополняет историю людей, живших на этих землях.