Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

В Русском музее началась реставрация двух большеразмерных картин классика русской живописи Григория Угрюмова

Впервые за 220 лет! В Русском музее началась комплексная научная реставрация двух большеразмерных картин классика русской живописи Григория Угрюмова: «Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». Оба полотна были написаны по личному поручению императора Павла I. Корреспондент ЛенТВ24 Евгения Булатова увидела шедевры и пообщалась с реставраторами.

Этого момента два полотна Григория Угрюмова ждали больше двух веков. В прошлом для них проводилась лишь локальная консервация, а такая масштабная научная реставрация проходит впервые. Чтоб понять, в каком состоянии находятся картины, перед началом работ эксперты провели комплексные исследования.

Мы сразу обратили внимание, что они реагируют на температурно-влажностные колебания, даже совершенно минимальные. Холсты ведут себя чувствительно к каким-то процессам.

Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи государственного Русского музея

Большие размеры полотен уже становились причинами повреждений и утрат. Ведь даже транспортировка — это нагрузка для картин. За долгие годы на поверхности появились жесткие изломы, многочисленные прорывы холста, заделанные с тыльной стороны пластырями, трещины и утраты красочного слоя. Мешает и желтый потемневший, как мутная пленка, лак.

Что касается внутреннего состояния картины, они оказались разными. После нашего изучения стало понятно, почему это так произошло. У картин разные холсты, разные грунты. И из-за этих грунтов по-разному наложен красочный слой. Картины, написанные одним художником практически одновременно, в одно и то же время, выглядят абсолютно по-разному, повреждения у них практически одинаковые, внешний вид очень сильно разнится.

Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи государственного Русского музея

Картина «Взятие Казани 2 октября 1552 года» написана на темном грунте с толстым красочным слоем, который со временем начал трескаться и осыпаться. Реставрация будет идти в несколько этапов. Самый технически сложный — работы по укреплению. Дублирование на новый холст.

Сам холст авторский перегорел, обветшал на обеих картинах. Мы будем очищать его от загрязнений, дублировать на новый холст. Укреплять вот эти все проблемные участки, кракелюра, седаний. Размягчать эти седания, уложить их на поверхность.

Татьяна Серова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи государственного Русского музея

Также заделают все порывы. Затем живописная часть — это утоньшение лакового слоя. Удалят также ненужный воск и смоляные мастики. А чтоб заглянуть под живописный слой и увидеть нижележащие изображения и авторский рисунок, специалисты используют инфракрасную камеру.

Вот глаза, нос. Изначально глава была сильней склонена.

«Взятие Казани 2 октября 1552 года» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года», выполненные Григорием Угрюмовым в 1799 году, были переданы в собрание Русского музея еще в период формирования основной коллекции, в 1897 году. В последние годы шедевры были представлены в постоянной экспозиции Воскресенского зала в Михайловском замке. Обе картины художник написал по личному поручению императора Павла I.

Коллекция Угрюмова в Русском музее, пожалуй, лучшая в России. Мы получили все академические программы из академии после революции в 1923 году. Наличие у нас произведений Угрюмова — закономерность.

Григорий Голдовский, заместитель генерального директора по научной работе государственного Русского музея

Перед началом работ в Русском музее состоялся расширенный реставрационный совет, где ведущие эксперты страны утвердили программу реставрации двух грандиозных шедевров.

Мы обязаны это сокровище истинно академической петербургской живописи, которое является святая святых для Русского музея, для Академии художеств, сохранить на будущие века. Наша реставрационная школа знаменита. Она петербургская. Такого уровня специалистов в стране нигде нет.

Алла Манилова, генеральный директор государственного Русского музея

Подглядеть за работой реставраторов и увидеть, то, что обычно остается «за кадром», смогут гости корпуса Бенуа Русского музея в зале открытой реставрации. Мастерам потребуется около двух лет на работу по восстановлению шедевров Угрюмова, по одному году на каждое произведение.

Теги: санкт-петербург русский музей реставрация
Лента новостей
Все новости