В Русском музее 150-летняя картина отправляется на реставрацию
Обо всём подробнее - в сюжете корреспондента ЛенТВ24 Татьяны Бакулиной.
Нынешний год – юбилейный для Русского музея: ровно сто лет назад в
нём была организована первая реставрационная мастерская, которая
впоследствии переродилась в Специальную службу сохранения и
реставрации экспонатов и музейных ценностей.
Реставрация – это ведь действительно школа, не просто создали мастерские, от поколения к поколению передаётся опыт, не только позитивный, но и негативный.
Владимир Гусев, генеральный директор Русского музея
Картина «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской
площади в Петербурге» отправится на реставрацию прямо из зала.
Написана она художником Константином Маковским 150 лет назад. Из
них 125 - хранится в Русском музее.
Она прожила большую жизнь и процессы старения пришли на живописный слой. Прежде всего живопись базируется на основе – это холст. Холст состарился, он окислился, он требует усиление в виде органических составов, которые восстановят силу льняных волокон в этом холсте и остановит процессы окисления.
Ольга Клёнова, ведущий художник-реставратор
За все эти годы живописное полотно уже подвергалось реставрации. И
не раз. Но технологии те – сейчас уже устаревшие.
Прорыв заделанный старым способом проще говоря – сзади приклеена заплатка и она от ослабления натяжения вызывает деформацию на лицевой стороне. Это ухудшает и структуру красочного слоя, и в связи с этим требуется перезаделка его.
Марат Дашкин, заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи
К тому же полотно - внушительных размеров, два на три метра. Холст
утратил былое натяжение, что тоже влечёт растрескивание основы и
краски.
Полотно большое, поэтому все перемещения будут на валу – невозможно вынести и пронести через двери такое большое полотно. Это всегда травмоопасно.
Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей
Отдельно в реставрационной мастерской обновят и оригинальную
раму. Сейчас картина – во временной.
Картинная рама в 2010 году была снята с полотна за ветхим состоянием. Там есть осыпи и утраты. И это не менее сложная задача, даже более сложная будет стоять, по возвращению раме своего первозданного вида.
Ольга Бабина, заместитель генерального директора Русского музея по учету, хранению и реставрации музейных ценностей
Все процедуры сохранят полотно, вернут первозданный вид и
авторскую задумку. По самым оптимистичным прогнозам, картину,
изображающую масленичные гуляния в Петербурге, на прежнее место
вернётся к масленице. Но может и позже, ведь в таком кропотливом
деле спешка ни к чему.