Top.Mail.Ru
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

В России планируют «отменить» питбайки

Больше никаких аварий! Правительство России поддержало предложения по ограничениям для питбайков. Мини-мотоцикл не является транспортным средством, а признан спортивным инвентарем. Тем не менее дети и подростки всё чаще используют его не по назначению и выезжают на дороги общего пользования, не обладая при этом нужными компетенциями. С какими идеями выступили депутаты Госдумы для урегулирования ситуации, знает корреспондент ЛенТВ24 Виталина Ильченко.

Майские кадры из Новосибирска только иллюстрация одной из множества недавних аварий с участием питбайков. Аналогичное происшествие случилось на днях под Екатеринбургом. Вводные данные те же: темная дорога и отсутствие фар на легком мотоцикле. Шансы его заметить при повороте у водителя автомобиля были минимальные.

Далеко не всегда темнота — единственный фактор возможного столкновения. Если вбить в поисковую строку словосочетание «питбайк дтп», результаты, к сожалению, не заставят себя долго ждать. Подобные случаи происходят регулярно. Причем их география обширна. Только за последнюю неделю аварии произошли под Самарой, Петербургом, в Мордовии, Тюмени, Петрозаводске, Смоленске, Пермском крае. Во многих случаях язык даже не поворачивается назвать случившееся происшествием. Это настоящие трагедии. Чтобы их предотвратить, депутаты Госдумы выступили с предложениями, в числе которых намерение четко определить статус мини-мотоциклов. Что это? Спортивный инвентарь или всё же транспортное средство?

Вроде бы как первичные признаки двигателя внутреннего сгорания и два колеса, приводящиеся в привод этим бензиновым двигателем, это признаки общие такие транспортного средства, но при этом многие элементы, которые присущи транспортному средству, которое выезжает на дорогу общего пользования, отсутствуют. Собственно говоря, именно поэтому питбайк является спортивным снарядом. То есть мячиком. Мячик и питбайк — это одно и то же.

Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза

Отсутствие фар, поворотников, зеркал, паспорта транспортного средства, номерного знака, при этом высокая мощность и низкие компетенции юных водителей мини-мотоциклов — весомые аргументы в пользу намерения депутатов Госдумы ограничить управление такой техники несовершеннолетними и недвусмысленно запретить эксплуатацию питбайков на дорогах общего пользования. Причем речь не только о крупных населенных пунктах. Питбайкеры ездят и по сельской местности.

За городом, в таких уже ИЖС массивах или СНТ, то есть такие деревни, коттеджные поселки — там часто сталкиваюсь. У меня не было сложных ситуаций с ними. Но я вижу, насколько они вольготно себя ведут на улице, и как они действительно пугают и мам с детьми, и людей более взрослого, пожилого возраста, и насколько они совершенно не думают о последствиях, когда передвигаются по дороге.

Ольга Шарыгина, урбанист, эксперт по развитию городских территорий

Отсутствие комфорта и безопасности рядом с такой техникой — проблема распространенная. Совсем недавно одна из жительниц Соснового Бора Ленинградской области опубликовала в местной группе пост, где дала понять, что ее не устраивают молодежные заезды на пляже Липово — Ручьи. В комментариях многие пользователи не разделили чувство негодования.

В городе нельзя, за городом нельзя. Где еще пацанам кататься, тем более сейчас не пляжный сезон...
Ничего не вижу в этом плохого, пусть катаются, а недовольные везде есть. Завязывайте ворчать

Тем не менее к главным действующим лицам на питбайках есть вопросы. Профессиональные занятия спортсменов обычно проходят в экипировке, где кроме шлема должны быть мотоботы, наколенники, налокотники, защита спины и груди, перчатки и очки. Да и профессиональные инструкторы мотошкол согласны, что пользователям питбайков место не на пляже или на трассе, а на закрытых кроссовых треках или эндуро-локациях. Во-первых, это пространство, где занимаются подготовленные спортсмены, и нет других участников движения. Во-вторых, обустроены эти пространства с учетом безопасности.

Первый принцип — это отделить других участников движения, чтобы мотогонщик на треке всегда представлял, в какую сторону этот трек движется, чтобы он двигался совместно с другими участниками движениями, всегда в попутном направлении. Не было никаких перекрестков. Даже если какие-то срезки делаются с целью обучения конкретному элементу отдельному, всегда есть золотое правило, что тот, кто едет по этой срезке, всегда движется по основной трассе. Быстрые гонщики никогда не ездят в одном заезде с медленными гонщиками — это залог безопасности.

Всеволод Комиссаров, руководитель мотоклуба

Другое дело, что количество таких треков пока оставляет желать лучшего. В окрестностях Петербурга, например, всего несколько подобных площадок. Еще один момент, который вызывает вопросы: доступность такого оборудования, как питбайк. Купить его не составляет никакой проблемы. Чем и пользуются дети, убеждая своих родителей в безопасности мини-мотоцикла и жизненной его необходимости. Некоторые идут на поводу у своих сыновей и дочерей. А ведь это может не кончиться добром.

Сын, прости, пожалуйста.

Кадры, от которых разрывается сердце. В конце августа СМИ писали, что житель Уфы подарил питбайк сыну на 12-летие, а мальчик разбился насмерть. Позже стало известно, что деньги на заветный подарок ребенок накопил сам, но, к сожалению, сути дела это не меняет. Страшное видео могло бы предостеречь других мам и пап от необдуманных поступков. Но аварии с участием мини-мотоциклов продолжаются. Количество таких происшествий выросло по сравнению с прошлым годом. За первые 6 месяцев 2025-го в России было зарегистрировано почти 300 ДТП с участием несовершеннолетних граждан. Депутаты Госдумы предложили ввести административное наказание для взрослых за передачу питбайков детям. А автоэксперты в свою очередь высказывают идею: продавать подобную технику нужно исключительно по спортивной лицензии.

Теги: питбайк
Лента новостей
Все новости