В Петербурге открылась выставка «Метрострой. Война. Блокада»
Например телеграмма, которую он отправил своей супруге, когда он приехал в Берлин 12 июня 1941 года: «Добрался хорошо, целую».
Автор этой телеграммы попадает в концлагерь. В Германию он приехал, чтобы получить немецкое оборудование для создания советских эскалаторов. Но началась война. Немного позже инженера-конструктора Павла Тюменева вернут из плена. Он продолжил работать над созданием средств обороны и конструировать эскалаторы для Советского метро. Правда не в Петербурге, а в Молотове (сейчас это Пермь). Потому влюбленные увидятся еще нескоро.
И судьба их снова свела только в 46 году. Павел Васильевич даже после окончания Великой Отечественной не мог вернуться в Ленинград, потому что не отпускали с завода, не было людей, которые могли бы работать.
Полина Чекалина, заведующая сектором культурно-образовательных программ Центрального музея железнодорожного транспорта РФ
И через другие подобные истории, которые возникали между мужем и женой, предлагается взглянуть на исторические события нашей страны. Это Великая Отечественная война, строительство метро в Москве и Ленинграде. Есть история из дневников, где Павел Тюменев вспоминает, как во время тяжелой зимы, жена захотела кильки. Они всё же смогли купить одну банку в блокадном городе.
Просто голая вода. То есть они еще жалели, что на эти деньги, которые потратили на банку кильки, можно было купить хлеба. Павел Васильевич долго еще хранил эту банку как образец человеческой подлости.
Полина Чекалина, заведующая сектором культурно-образовательных программ Центрального музея железнодорожного транспорта РФ
В основе экспозиции — письма, телеграммы, дневниковые записи и мемуары, которые писал конструктор.
В музее представлены также те части эскалатора, которые скрыты от глаз обывателя, например, тяговая цепь, без которой эскалатор не работал бы вообще. Герой выставки Павел Тюменев является ее разработчиком.
Сотрудники музея нашли и редкие видеоматериалы, где на пару секунд появляется инженер-конструктор. На кадрах Павел Тюменев в метро в шапке и ватнике вместе с коллегами изучает чертежи.
Обо всех сложностях, с которыми сталкивались при создании эскалаторов, какое метро легче было строить, Петербургское или Московское, — узнать ответы на эти и другие вопросы можно на выставке. Она доступна до 15 мая.