В этом месяце исполняется 50 лет со дня начала строительства Байкало-Амурской магистрали
Полвека назад эти песни строители исполняли, когда Байкало-Амурская магистраль только начинала перемещаться со страниц плана в реальность.
Первое лето было очень жаркое, 45 градусов. В жару работать тяжело, а вечером становилось прохладно. И какая бы ни была нагрузка на работе, собирались вечером у костра пели, отдыхали.
Дмитрий Ривман, командир отряда «Монолит»,1 эшелона «Комсомолец Ленинграда»
Со временем появился самодельный театр, да и для любителей спорта сделали все условия.
У нас было несколько площадок, была волейбольная площадка, сделали корт, бассейн, прям настоящий бассейн был.
Хотя молодежь, конечно, отправлялась на стройку не за досугом, а по зову сердца.
Однажды пришла на работу, а там висит объявление: «Все на БАМ!». Я думаю, что это, где это. Дома рассказала, а мне говорят: «Твой дядя там колышки прокладывал». Он был изыскателем в 30-е годы. Я думаю: «Ну, я должна поехать на БАМ».
Татьяна Пескова, строитель БАМа
Здесь же находили и близких по духу людей. Вместе пришлось пройти и огонь, и воду, и суровые первые дни строительства.
Когда мы приехали, наша задача была — построить поселок для тех, кто к зиме приедет. Поэтому мы были штукатуры-бетонщики, моходёрки, сучкорубы, топтуны — кем мы только не были.
Татьяна Савко, строитель БАМа
БАМовцы отшучиваются: мол где были нужны, там и работали. Тем более и дел на всех хватало с лихвой.
На митинге нас вкратце познакомили с планом работ. Мы должны на 300 км участке дороги построить 6 больших мостов, 50 средних, 150 малых, 190 труб нужно уложить. Рубить просеку.
Владимир Круглов, научный сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта РФ
За работой многие провели вдалеке от дома не одно десятилетие. Со стройки вернулись с багажом опыта и историями.
Смотрим — медвежата у нас на кухне. Тушенку, всё, что не доели, всё подъели. И мы решили так: оставляем им где-то в стороне, они приходят, едят.
Маргарита Пенина, строитель БАМа
Вспомнить и обсудить минувшие дни БАМовцы встречаются и по сей день. Обязательно несколько раз в год.
Мы довольно плотно живем по сравнению с другими, потому что остальные отряды живут уже каждый сам по себе. А у нас монолит и есть монолит.
Дмитрий Ривман, командир отряда «Монолит»,1 эшелона «Комсомолец Ленинграда»