В будущем не значилась: ещё 20 лет назад Россию вычеркивали из новой логистики мира
А интересно бывает сравнить то, что писали у нас же, в России, о геополитическом раскладе лет 20-10 лет назад, и что вырисовывается сейчас вокруг самых актуальных сюжетов. Тогда, к примеру тема международных транспортных коридоров еще не мелькала каждый день на страницах газет, в ток-шоу и в сети – об этом писали в сильно специализированных изданиях.
Так, в журнале «Международная жизнь» в декабре 2012 года в статье под названием «Новый шелковый путь» в обход России» отмечалось, что на Западе
«… Вновь поднимают вопрос о возрождении древней торговой артерии под видом ТРАСЕКА – международного транспортного коридора (железнодорожного, воздушного, автомобильного и морского) Европа – Кавказ – Азия».
«Вновь» - потому что об этом США стали говорить с правительствами кавказских, среднеазиатских и черноморских государств чуть ли не сразу после развала СССР – ещё в 90-е годы прошлого века.
При этом «новый шелковый путь», связывая Китай с Европой через регионы, которые не просто традиционно входят в зону геополитических интересов России, но минимум столетие просто жили в составе российского государства, - этот проектируемый Западом путь 20 лет назад исключал из своей траектории Россию.
И Китай, в общем, довольно долго не возражал – публично, во всяком случае.
Но в 2013 году – через год после упомянутой выше публикации, кстати, - КНР выступила с инициативой «Один пояс – один путь». Си Цзиньпин сам озвучил идею объединения сухопутного и морского торговых путей, чтобы быстро и недорого доставлять товары в страны Юго-Восточной Азии, Африку, на Ближний Восток и - в Европу.
Однако в Евразийском рукаве этого китайского транспортно-коридорного комплекса четко значилась Россия:
«В рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» планируется создать несколько экономических коридоров: Евразийский, Китай—Монголия—Россия», - как раз накануне напомнил «Коммерсант».
А ещё западные планы напрочь «вычеркивали» Иран из новых мировых транспортных артерий. Причем, вычеркивали, в том числе и потому, что в случае реализации выгодной им транспортной концепции, они заранее обрушивали еще только-только намечавшуюся и почти гипотетическую – всего 10 лет назад! - связку Москва-Тегеран.
Потому что Вашингтон вполне правильно оценил соглашение о международном транспортном коридоре «Север—Юг», которое было подписано еще в сентябре 2000 года на II Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге. Тогда его подписали Россия, Иран и Индия, и долго время это было не более чем «соглашение о намерениях».
Но логика исторического процесса диктовала очевидное:
«Российско-иранская «скоба», несмотря на все расхождения во взглядах Тегерана и Москвы на события мировой политики, служит скрепляющим механизмом для огромного региона, простирающегося от Каспия до Чёрного моря, и охватывая Центральную Азию - политико-географическое понятие более широко масштаба, чем Средняя Азия», - писал чуть больше 10 лет назад Владислав Гулевич.
И что же получается в активе у Запада и у России спустя эти десять лет?
Отношения России и Китая за эти годы явно складываются совсем не так, как хотелось бы Вашингтону.
Ось «Москва-Тегеран» выстраивается всё более тесно - и экономически, и политически. Политически даже, пожалуй, пока более ярко, если вспомнить позицию, которую заняла Россия по ситуации вокруг израильского удара по иранскому консульству в Сирии и ответа Тегерана.
Всеобъемлющий договор о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном согласовывается - давно, правда, согласовывается: ещё в феврале вносили «совсем-совсем последние уточнения». Ну, так… Каждая страна хочет учесть не только стратегические интересы, но и стратегические риски. Однако ось Россия - Иран видна теперь невооруженным глазом.
Что, впрочем, не означает, будто игра выиграна: всё ещё в процессе. Тем более, что это Иран оказался крепким орешком, а вот странам Центральной Азии, куда входят бывшие советские республики Средней Азии и Кавказа, противостоять западному нажиму непросто. Потому-то именно здесь теперь разыгрываются самые серьезные игры. На кону, напомню, новая экономическая конфигурация мира, из которой Запад очень сильно хочет исключить Россию.
Что ж: ещё 10 лет назад, когда мы все еще вроде бы так спокойно жили, а они уже готовились сделать из России слабого, экономически нестабильного партнёра, у них было больше поводов для оптимизма. Однако Москва вызов приняла.
Потому что, действительно: а зачем нам такой новый мир, в котором нет места для процветающей России?
Наталья Старичкова, политический обозреватель ЛенТВ24
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.