«Треплев против всех»: в Александринском театре состоялась премьера «Чайки»
На первый взгляд кажется, что перед нами классическая постановка в современном прочтении, но по ходу действа становится ясно, что от чеховской «Чайки» осталась лишь общая идея, каркас, основу которого составляют разные композиции: от хитов певицы «Гречки» и группы «Руки Вверх» до «Серенады Трубадура» из Бременских музыкантов.
Во главе сюжета — конфликт, но не между новаторством и традициями, а между текстом и музыкой. Лицом противоборства остается Костя Треплев. Герой противостоит остальным персонажам и единственный на сцене всегда говорит, а не поёт и других пытается убедить в обратном.
То, что он предлагал, сработало не так, как он хотел. Они продолжают и петь, и говорить, и всё это звучит как-то фальшиво. В какой-то момент он тоже поет, но это всё не то, всё не то. Проявляется это в том, что я пою один раз, песню «Солнечный круг, небо вокруг».
Иван Ефремов, исполнитель роли Константина Треплева в спектакле «Чайка»
Основной язык беседы со зрителем — музыка. Именно на нее делает ставку режиссер постановки Елена Павлова. Параллельно действу на сцене проецируется текст пьесы, а песни, лирические и задумчивые, дерзкие и драйвовые, передают переживания и мысли героев пьесы.
В выборе композиций участвовали все десять артистов, задействованных в спектакле. Каждый подбирал песни, которые наиболее соответствовали тому или иному персонажу, его характеру, мотивации и воле. Например, в музыкальном репертуаре героини Ольги Белинской — она исполняет роль Ирины Аркадиной, матери Треплева — есть как классические сочинения Монтеверди, так и шлягеры Аллы Пугачевой.
Хорошо работать в противовес тексту. Если не впрямую идти, а наоборот, чтобы в песне была проблематика, несоответствие тексту.
Ольга Белинская, исполнительница роли Ирины Аркадиной в спектакле «Чайка»
Победит ли текст музыку — ответ на этот вопрос режиссер предлагает зрителям узнать, посетив спектакль. Премьерные показы продлятся до конца этой недели.