В Российском этнографическом музее в Петербурге состоялась премьера спектакля-экскурсии «Зримые вещи»
Это
инклюзивная музейная лаборатория для слепых и слабовидящих
людей. Путешествие в мир детских воспоминаний, семейных историй и
традиций русской деревни открывается в полумраке залов
классического музея. Корреспондент ЛенТВ24 Софья Байбурина прошла по новому маршруту.
Почти год участники проекта занимались на театральных тренингах, изучали экспозицию, вспоминали детство, истории своих
семей - так родился спектакль “Зримые вещи”. Сидя на завалинке,
возле деревенской избы прямо на музейной экспозиции, актёры
предлагали участникам поделиться картинками из своего прошлого.
Взять эту внутреннюю такую поддержку с детства. Например, у кого-то было очень приятное детство с бабушкой, дедушкой. И в силу того, что все взрослые и бегают, работают, забываются вот эти какие-то детские ощущения. И так их можно возродить, вспомнить.
Нигина Тулабаева, психолог, арт-терапевт
Переход от незримых воспоминаний к вполне осязаемым экспонатам
происходил также естественно, как часть беседы.
Спектакль начинается после закрытия музея и свет в залах уже выключен. Поэтому зрители перемещаются между тематическими локациями с фонарями.
Софья Байбурина, корреспондент
Зал с домашней деревенской утварью - глиняными горшками,
деревянными ложками, тканными изделиями, лаптями вызвал у
артистов ассоциацию с чердаком, где у каждой семьи хранится
цитата, "ненужный хлам". Эдакий домашний этнографический музей.
Холодильник здесь по той причине, что это такой атрибут современного человека. Который когда-то станет в недалёком будущем, возможно, историей. Как сейчас мы рассматриваем какую-нибудь мотыгу или чапельник.
Дмитрий Крестьянкин, один из режиссёров спектакля
После подробной экскурсии по залу, артисты исполняли гимн
“хламологов”, так они себя окрестили.
Год тесного сотрудничества с труппой, где есть артисты с
ограничениями по зрению, не мог не повлиять и на музейный уклад.
Вы знаете, мы действительно давали потрогать экспонаты, это происходило на репетициях и я думаю, что мы будем безусловно включать в экспозицию такие вещи, которые можно будет трогать, можно будет почувствовать и этот проект нам в этом действительно здорово помогает.
Елена Лавина, заведующая отделом внешних связей, Российский этнографический музей
Для самих участников проекта долгий репетиционный период по 2 раза в неделю стал не только арт-терапией, но и настоящей
социальной адаптацией.
Надо выйти из дома, надо доехать до места, участвовать в репетициях, надо активно принимать во всём участие, потом обратно домой. И это вообще-то необычный для них опыт - это всё-таки привычка выйти в мир, который не очень приспособлен для них.
Елена Коловская, директор фонда “ПРО-АРТЕ”
Показы также пройдут 10, 13, 17, 20 и 21 ноября. Вход свободный, но по электронной регистрации регистрации, которая открывается за 5 дней до спектакля. Имейте в виду - количество мест ограничено.
Софья Байбурина, корреспондент