В Русском музее открылась уникальная выставка «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения»
Новая выставка в честь 165 дня рождения выдающегося художника
Михаила Врубеля открылась в Корпусе Бенуа. Она объединила более
200 произведений из собрания Русского музея и Третьяковской
галереи, а также из частных коллекций Петербурга и Москвы.
Для жителей Петербурга это уникальная возможность увидеть Врубеля из Третьяковской галереи в залах Русского музея. Работы художника не привозили сюда больше 60 лет. Пройдясь по залам можно встретить много знаменитых полотен, как например «Царевна лебедь», картина навеянная «Сказкой о царе Салтане».
Евгения Булатова, корреспондент
Над новой экспозицией работали почти пол года. Создатели постарались максимально охватить творчество Михаила Врубеля. Условно его можно разделить на несколько периодов. Ранний, когда он только делал первые шаги в творчестве, был студентом Академии художеств но уже зарекомендовал себя как мастер своего индивидуального акварельного приема и «мозаичного письма». Здесь и Киевский период, и Московский — расцвет его творчества.
Авторы
экспозиции старались подчеркнуть гениальность художника.
Когда вот так носишь эту картину, когда передвигаешь с места на место, для того, чтобы найти самое выгодное для нее положение, тут рассматриваешь каждый мазок, чему-то удивляешься, что-то подтверждает мысли.
Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины 19 -начала 21 века Русского музея
В период расцвета мастер увлекся фольклором, таинственной эпохой
вещих птиц, леших, русалок и богатырей. Именно тогда появились
картины «Пан», «Богатырь» и «Царевна-Лебедь». Тогда же состоялась
встреча Врубеля с его будущей женой и музой — певицей Надеждой
Забелой. Ее образ претворился во многих акварелях того времени. И
на протяжении всей творческой жизни Врубель периодически
обращается к изображению Демона. В картинах, скульптурах и
рисунках.
Демон, это и есть воплощение духа перемен. Вот этой драматичности человека, судьбы. На грани человека. Это есть в Демоне. Воплощено самым сильным образом. Но все это есть и в других произведениях. Его не интересовал антураж, сделать точный портрет. Вот смотрите, пан, вот эти глаза и «сумасшедшинка», вот это главное.
Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе
Впервые посетители выставки могут максимально близко рассмотреть
графику художника. Это всегда уникальная возможность, ведь этот
материал обычно хранится в фондах музея. Рисунков нет в постоянных
экспозициях. Представили более ста работ.
Врубель графике уделял большое внимание и она почти всегда у него не носила служебного характера. Это абсолютно самостоятельные произведения. На протяжении всего творчества. Отношения к ним было как к живописным произведениям. Если художник был не удовлетворен, он уничтожал его.
Наталья Соломатина, заведующая сектором рисунка 18-начала 20 века Русского музея
Почетное место в экспозиции занимает морская раковина, которая
стала источником вдохновения для Врубеля. Он создал целую
графическую серию, где мастеру удалось передать богатство и блеск
перламутра. Этот период был омрачен тяжелым недугом художника. У
него прогрессировала душевная болезнь. Сильно подкосила его и
смерть маленького сына Саввы. Но в моменты просветления он успел
сотворить настоящие шедевры, которые вошли в историю. Как
например картина "Шестикрылый Серафим", которая завершает
выставку. Создатели показали лишь три работы из больницы, которые
совсем не типичны для Врубеля.
Мы их показываем не как гениального Врубеля, а с точки зрения биографии. Чтоб люди видели и этот период тоже.
Евгения Петрова, заместитель генерального директора Русского музея по научной работе
Последнее произведение мастера — это портрет поэта Валерия Брюсова, тоже написано карандашом. Болезнь прогрессировала, Михаил Врубель ослеп, а через несколько лет умер. Но именно в это время художник стал популярным. Его признали мастером стиля модерн и одним из главных символистов эпохи.
Посмотреть выставку работ художника в Русском музее можно до 2
августа этого года.