Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

В петербургском Театральном музее открывается выставка "НЭП: хлеба и зрелищ!"

Проект рассказывает о самых малоизученных страницах истории петроградского-ленинградского театра 1920-30-х годов.

После введения Новой Экономической Политики частные театры и эстрадные антрепризы имели сногсшибательный успех. Уставшие от ужасов гражданской войны, люди жаждали развлечений и простых радостей жизни. Предприимчивые деятели культуры шли навстречу новому зрителю. Корреспондент ЛенТВ24 Елена Сырейщикова посетила выставку и рассказала о ней подробнее.

Комические миниатюры, пародии, кабаре, джаз и цыганочка с выходом — всё что угодно, лишь бы деньги платили. С введение новой экономической политики, расцветал не только бизнес. Артистам тоже было где развернуться. 

Мы сосредоточили свое внимание на проходящих вещах, на эстраде, на каких-то отдельных исполнителях, на цирке, на спектакле, которые существовали здесь и сейчас. Которые давали то, что хотела публика в зале. А не то что хотела горстка высоколобых людей.

Ольга Краева, куратор выставки

И хотя потом в СССР будут замалчивать и презирать "легкие жанры", немало советских актеров начинали свой путь именно на коммерческих сценах. Так народный артист Леонид Утесов, которого сейчас чаще вспоминают как Костю из "Веселых ребят", в начале 20-х хватался практически за любую роль.

Он показывал на трапеции трюки, при этом он мог сыграть Раскольникова, это был неполноценный спектакль, но это была сцена из «Преступления и Наказания», он играл Раскольникова, и, например, он мог петь в оперетте. И эти свои разнообразные возможности он проявлял в нескольких театрах одновременно — буквально в один вечер в одном сыграет в первом акте, потом бежит во другой и там выходит во втором.

Дарья Рыбакова, куратор выставки

Зрители представляют фото, афиши, костюмы и эскизы того времени. Можно посмотреть и на часть личного архива Левинсона. Будущий знаменитый советский архитектор, лауреат Сталинской премии, начинал свою карьеру художником в Одесском театре. С того времени и остались рисунки Рины Зеленой, которая только закончила театральное училище, а до звания народной артистки было еще несколько десятилетий. 

Одной из актрис, в театрике, где он работал, была Рина Зелёная. И он её рисовал. Не только её рисовал, нарисовал её даже экслибрис. И вот мы показываем из этого архива три рисунка, принадлежащих руке Левинсона, и в частности два портретика.

Елена Грушвицкая, куратор выставки

Эту НЭПманскую историю разделили на три части: начало, пик и завершение массовой культуры. И большая часть экспонатов впервые представлена широкой публике.

Финальным аккордом этой выставки стала мини-экспозиция, посвященная балету Дмитрий Шостаковича «Болт». Увы, зритель постановку так и не увидел. После финального прогона в 31 году ее сняли с репертуара. Однако, благодаря сохранившимся эскизам, мы можем посмотреть, как заканчивалась та эпоха.

Елена Сырейщикова, корреспондент ЛенТВ24

Выставка продлится до 8 ноября. Кроме того, в рамках проекта пройдут тематический концерт "Кабаре. НЭП", танцевальные мастер-классы и интерактивные фан-фикшн спектакли. 

Теги: выставка театр НЭП
Лента новостей
Все новости