В петербургском Театральном музее открывается выставка "НЭП: хлеба и зрелищ!"
После введения Новой Экономической Политики частные
театры и эстрадные антрепризы имели сногсшибательный успех.
Уставшие от ужасов гражданской войны, люди жаждали развлечений и
простых радостей жизни. Предприимчивые деятели культуры шли
навстречу новому зрителю. Корреспондент ЛенТВ24 Елена Сырейщикова посетила
выставку и рассказала о ней подробнее.
Комические миниатюры, пародии, кабаре, джаз и цыганочка с выходом
— всё что угодно, лишь бы деньги платили. С введение новой
экономической политики, расцветал не только бизнес. Артистам тоже
было где развернуться.
Мы сосредоточили свое внимание на проходящих вещах, на эстраде, на каких-то отдельных исполнителях, на цирке, на спектакле, которые существовали здесь и сейчас. Которые давали то, что хотела публика в зале. А не то что хотела горстка высоколобых людей.
Ольга Краева, куратор выставки
И хотя потом в СССР будут замалчивать и презирать "легкие жанры",
немало советских актеров начинали свой путь именно на коммерческих
сценах. Так народный артист Леонид Утесов, которого сейчас чаще
вспоминают как Костю из "Веселых ребят", в начале 20-х
хватался практически за любую роль.
Он показывал на трапеции трюки, при этом он мог сыграть Раскольникова, это был неполноценный спектакль, но это была сцена из «Преступления и Наказания», он играл Раскольникова, и, например, он мог петь в оперетте. И эти свои разнообразные возможности он проявлял в нескольких театрах одновременно — буквально в один вечер в одном сыграет в первом акте, потом бежит во другой и там выходит во втором.
Дарья Рыбакова, куратор выставки
Зрители представляют фото, афиши, костюмы и эскизы того времени.
Можно посмотреть и на часть личного архива Левинсона. Будущий
знаменитый советский архитектор, лауреат Сталинской премии,
начинал свою карьеру художником в Одесском театре. С того времени
и остались рисунки Рины Зеленой, которая только закончила
театральное училище, а до звания народной артистки было еще
несколько десятилетий.
Одной из актрис, в театрике, где он работал, была Рина Зелёная. И он её рисовал. Не только её рисовал, нарисовал её даже экслибрис. И вот мы показываем из этого архива три рисунка, принадлежащих руке Левинсона, и в частности два портретика.
Елена Грушвицкая, куратор выставки
Эту НЭПманскую историю разделили на три части: начало, пик и
завершение массовой культуры. И большая часть экспонатов впервые
представлена широкой публике.
Финальным аккордом этой выставки стала мини-экспозиция, посвященная балету Дмитрий Шостаковича «Болт». Увы, зритель постановку так и не увидел. После финального прогона в 31 году ее сняли с репертуара. Однако, благодаря сохранившимся эскизам, мы можем посмотреть, как заканчивалась та эпоха.
Елена Сырейщикова, корреспондент ЛенТВ24
Выставка продлится до 8 ноября. Кроме того, в рамках проекта
пройдут тематический концерт "Кабаре. НЭП", танцевальные мастер-классы и интерактивные фан-фикшн спектакли.